Доклад: Общественно-политические и философские взгляды А. И. Герцена
Доклад: Общественно-политические и философские взгляды А. И. Герцена
Общественно-политические и философские взгляды А. И.
Герцена
Революционная деятельность Александра Ивановича Герцена и его
яркое литературно-философское творчество явились одной из самых славных страниц
в истории российского освободительного движения и русской демократической
культуры.
А. И. Герцен, наряду с Н. П. Огаревым и В. Г. Белинским,
выступил во второй четверти XIX в. как великий мыслитель-материалист,
революционер и демократ, пламенный борец против самодержавно-крепостнического
строя.
В условиях кризиса крепостного строя в России и разгоревшейся
классовой борьбы крестьянства против помещиков революционно-демократическая
идеология и материалистическая философия Герцена, Белинского и их соратников
была могучим орудием борьбы против господствовавшей реакционно-крепостнической
идеологии, консервативной идеологии по-мещичье-буржуазного либерализма и
различных форм идеалистического мировоззрения.
А. И. Герцен, вышедший из помещичьей среды и принадлежавший к
поколению дворянских революционеров, был продолжателем лучших традиций борьбы
против крепостничества и царизма, в особенности традиций А. Н. Радищева и
декабристов. Но Герцен не остался на уровне своих предшественников и учителей
— дворянских революционеров — и с 40-х годов, несмотря на некоторые колебания
и либеральные иллюзии, начал переходить на революционно-демократические
позиции.
А. И. Герцен был
одним из тех выдающихся мыслителей и деятелей революционной демократии XIX в.,
труды которых явились высшим достижением домарксистской
общественно-политической и философской мысли; они обогатили сокровищницу
русской и мировой культуры, приумножили духовное величие и славу русского
народа.
Важнейшие этапы жизни и
деятельности А. И. Герцена. Общественно-политические воззрения А. И. Герцена
Александр Иванович
Герцен родился 6 апреля 1812 г. в Москве, в дворянской семье. Первоначальное
образование он получил в доме отца.
Среди воспитателей Герцена были преподаватель русского языка и
литературы, студент И. Протопопов, который привил Герцену любовь к русской
литературе, и преподаватель французского языка, бывший якобинец Бушо,
внушавший Герцену симпатии к революции.
Но ни чтение книг, ни идеи якобинцев не оставили в сознании
Герцена такого глубокого следа, как жизнь и борьба русского народа после
Отечественной войны 1812 г. и революционные события на Западе в это время.
Формирование миросозерцания Герцена в детстве и юности
происходило в обстановке вызванного Отечественной войной 1812 г. могучего
подъема патриотического самосознания русского народа. «Рассказы о пожаре
Москвы, о Бородинском сражении, о Березине, о взятии Парижа были моею колыбельной
песнью, детскими сказками, моей Илиадой и Одиссеей»,— вспоминал впоследствии
Герцен.
Решающее влияние на формирование мировоззрения Герцена
оказало восстание декабристов. Вскоре после 14 декабря 1825 г. и жестокой
расправы царизма с декабристами А. И. Герцен и его друг Н. П. Огарев на Воробьевых
горах, под Москвой, дали клятву отдать свою жизнь борьбе за дело, начатое
декабристами. Герцен писал: «14 декабря, действительно, открыло новую фазу
нашему политическому воспитанию... эти люди разбудили душу у нового поколения
— повязка спала с его глаз».
В юношеские годы Герцен воспитывался на передовых идеях
русской и западноевропейской литературы. Он увлекался произведениями
французских просветителей XVIII в.— Вольтера, Руссо, Дидро. Его привлекала их
антифеодальная и гуманистическая направленность. Но прежде всего он идейно рос
и воспитывался на творениях русских писателей — Пушкина, Грибоедова, Рылеева,
в сочинениях которых ярко проявились антикрепостническая и антицаристская
революционные тенденции. Особенно большую роль в формировании мировоззрения
Герцена играли революционные антикрепостнические идеи Радищева, традиции
которого были продолжены и развиты декабристами и Пушкиным.
18-ти лет Герцен поступает в Московский Университет на
естественный факультет—и тут начинается его первое философское увлечение,
пробуждение философских запросов — под влиянием известного нам шеллингианца
проф. Павлова. Еще до этого Герцен (вместе с Огаре- $9 вым) увлекался Шиллером, о котором он во все годы и во все
периоды творчества вспоминает с энтузиазмом. И от Шиллера и позже от Шеллинга
Герцен вбирал в себя этический идеализм, философский подход к пониманию
природы и человека, — а в то же время и основные черты секулярной мысли. Герцен
рос религиозным ребенком; он сам свидетельствует об этом, в своих воспоминаниях.
«В первой молодости, пишет он5), я часто увлекался вольтерианизмом,
любил насмешку и иронию, но не помню, чтобы когда-нибудь я взял в руки
Евангелие с холодным чувством». Церковная жизнь проходила, однако, мимо юного
Герцена^, не затрагивая, его души, но религиозный строй его души не погас, а
позже, под влиянием его невесты, Н. А. Захарьиной, расцвел очень ярко_)
В эпоху студенчества Герцен свел знакомство с рядом талантливых
студентов; у него образовался кружок, параллельный кружку Станкевича, но
отличавшийся от него социально-политическими интересами. Герцен в то же время
усердно занимался в университете; при окончании его, он представил сочинение (о
системе Коперника), однако, не был удостоен золотой медали по причине того, что
в сочинении было «слишком много философии»'/По выходе из университета, Герцен
продолжал научные занятия, но неожиданно был арестован. Когда арестовали его
друга Огарева (за близость к студентам, обвиненным в пении революционной
песни), то у Огарева нашли письма Герцена—достаточно острые и сильные, и
Герцена тоже арестовали (1834-ый год). После продолжительного пребывания под
арестом, Герцен был присужден к высылке из Москвы—сначала в Пермь, потом в
Вятку, а через два года — ближе к Москве, в г. Владимир. Высылка окончательно
закрепила его оппозицию тогдашнему строю России, но на эти же годы падает яркое
развитие романа с его будущей женой — Н. А. Захарьиной. Она была по натуре
очень религиозна и даже склонна к мистицизму (тоже вне-церковному, в духе
романтической религиозности эпохи). Своей религиозной экзальтацией она
пробудила родственные движения у Герцена, и кое-что из этого периода осталось у
Герцена на всю жизнь. Замечательная переписка Герцена (в годы его высылки)
справедливо была названа «одним из самых замечательных памятников русского
романтизма»7). В это же время очень ярко стал развиваться
литературный талант Герцена.
Когда (в 1836-ом году) Герцену было разрешено вернуться в
Москву, куда он приехал уже женатым, он сразу занял выдающееся положение среди
самых ярких людей этого «замечательного десятилетия», по удачному выражению
Анненкова. В это именно время Герцен стал заниматься изучением Гегеля;
благодаря знанию немецкого языка, а, главное, благодаря хорошей философской
подготовке, Герцен лучше и глубже других усвоил основные принципы философии
Гегеля. Из Москвы он переехал в Петербург, но пребывание "здесь было
скоро прервано (он был обвинен в распространении неблагоприятных для
правительства слухов); Герцена перевели в Новгород. Уже в то время Герцен стал
усиленно добиваться разрешения выехать за границу; когда он попал туда, то
оставался там уже до конца жизни. Еще до отъезда из России Герцен пережил много
тяжелого (у него умерло трое детей, и это отразилось очень остро не только в
общем настроении Герцена, но внесло трещину в его гегелианский «панлогизм»), но
все же он ехал за границу с большими ожиданиями. Романтический радикализм этой
эпохи лучше всего характеризуется одной фразой, позднее высказанной Герценом:
«слово «республика», писал он впоследствии о своем переезде за границу, имело
тогда для меня нравственный смысл».
Действительно с понятием республики было связано у Герцена (и. конечно, не у
него одного) представление не только об определенном политическом строе, но
еще большего наступлении, если не идеального, то, во всяком случае, стоящего
на пути к идеалу социального строя. Собственно, уже в это время у Герцена ясно
выступает примат социального момента в его радикализме; хотя всю жизнь Герцен
занимался политикой, но политика имела для него инструментальное значение.
Герцен ) ехал в Западную Европу с глубокой верой в нее, в ее смелое и искреннее стремление к установлению
социального идеала Но как только он попал за границу, в душу его стали забираться
мучительные сомнения, которые стали постепенно разрастаться—особенно, когда
вспыхнула революция 1848-го года. Герцен поспешил из Италии, где он был в это
время, в Париж. Весть о революции чрезвычайно взволновала Герцена, уже
порывавшего с сентиментальной идеализацией Западной Европы8), но
когда Герцен попал в Париж и пережил там июньские дни, им овладело глубокое
отвращение к европейской буржуазии, которое довело Герцена до отчаяния,— он
почувствовал себя «на краю нравственной гибели»9). Это был последний
удар по всему тому, чем жил Герцен в своем романтическом идеализме. Надо иметь
в виду, что еще в начале 40-ых годов Герцен отошел от религиозного мировоззрения,
которое расцвело у него в период ссылки под влиянием невесты. Правда, некоторые
элементы христианской веры, особенно серьезное отношение к Евангелию,
сохранились у Герцена на всю жизнь101; мы увидим дальше, что
решающие основы его позднейшего мировоззрения до конца определялись
христианскими идеями. Тем не менее, Герцен отошел по существу от религиозного
мировоззрения и всецело принял построения атеистического натурализма. Прочным и
устойчивым оказался только этический идеализм, но он был теснейшим образом
связан с принципиальным имманентизмом, со всецелым погружением в мир
«посюсторонний». Именно потому социально-политический радикализм стал единственным
выражением этического идеализма Герцена. Этот этический идеализм — мы это
увидим дальше подробнее — не имел теперь под собою никакого принципиального
основания и держался всецело на утопической вере в прогресс и западноевропейскую
борьбу за свободу и социальную правду. Вот почему крушение веры в Западную
Европу привело Герцена «на край нравственной гибели» и). Отказаться
совершенно от веры в идеал и его правду значило для Герцена утерять всякий
смысл в личной и исторической жизни; от «нравственной гибели» его спасла, по
собственному признанию, «вера в Россию». Творческие силы Герцена уходили в
страстное обличение духовного строя, духовного мира Западной Европы, — ив его
часто придирчивой критике Западной Европы с особенной силой зазвучал, рядом с
требованиями морального идеала, эстетический мотив. Этот мотив—мы увидим это
подробнее дальше — всегда звучал в душе Герцена, но его борьба с мещанством
Западной Европы, его страстное обличение моральной ограниченности и духовного
ничтожества мещанства определялись, главным образом, именно эстетическим
отвращением. В этом пункте Герцен тоже глубочайше связан с целым рядом русских
мыслителей, — прежде всего, с Гоголем, а затем — К. Леонтьевым, Н. К.
Михайловским, отчасти Достоевским, в новейшее время—Бердяевым. В Европе ныне,
по выражению Герцена, «распоряжается всем купец»; подмена духовных ценностей
ценностями коммерческого характера есть для Герцена, мировоззрение которого
отныне принимает трагический отпечаток. Ему все же нужно верить во что-либо
большое и светлое.
Община и социализм
Центральной проблемой жизни и творчества Герцена была
историческая общность и различность судеб России и Западной Европы. Какие-то
грани этой проблемы отразились в творчестве русских мыслителей XVIII и начала
XIX в. Но она приобрела новый и острый смысл, когда, с одной стороны, в
Западной Европе укрепился капитализм и народились социалистические идеи, а с
другой—в России назрел кризис феодально-крепостнического строя н встал вопрос
о «выборе пути». Герцен с особой яркостью и неповторимым своеобразием показал,
что вокруг проблемы «Россия и Запад» группируется весь круг вопросов будущего
развития России и русского народа.
Нельзя не согласиться со словами А. Володина: «Русские
мыслители самых разных мировоззрений, но объединенные общим беспокойством о
будущем своей страны, проявляют именно в это время предельную активность в
осмыслении проблемы «Россия и Запад». Амплитуда решений—громадная. Достаточно
только перечислить имена некоторых мыслителей, чтобы понять, насколько
разнообразен их ряд: Чаадаев... Гоголь... Белинский... Хомяков...
Достоевский... Салтыков-Щедрин... Тютчев... Чернышевский... Писарев...
Чичерин... В этом ряду Герцен—одна из важнейших фигур»'.
Хорошо известен принцип: идеи мыслителей прошлого надо
рассматривать в свете исторических условий их деятельности, искать в этих идеях
не то, чего эти мыслители не дали и объективно не могли дать, а то, что было
ново и смело для своего времени. Герценовский крестьянский социализм сложился
в 50-х годах, когда человек, чьи помыслы были устремлены к России, не мог
видеть в жизни этой страны тех общественных сил, которые развились через
несколько десятилетий.
Теперь-то нам ясно, что капиталистическое развитие России в
тогдашних конкретных условиях было неизбежно, закономерно и прогрессивно. Это
был единственно возможный путь к социализму. Но было бы нелепо требовать,
чтобы так смотрел на дело Герцен в эпоху, когда еще страшной реальностью было
крепостное право, а рабочего класса в сколько-нибудь «европейском» смысле
вовсе не существовало. Гуманист и народолюбец, Герцен искал для России какой-то
третий путь, который позволил бы ей освободиться от крепостничества и вместе с
тем избежать капитализма и господства буржуазии.
В идейных спорах 40-х годов Герцен выступал как один из вождей
западников, которые, в противовес славянофилам, отстаивали прогрессивность
вхождения России в «европейский мир». В 50-е годы Герцен вроде бы меняет
фронт: он говорит об особом пути и особом пред- назначении России. Его
публицистика как бы перекликается с прославленными строками Тютчева!
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить! У ней
особенная стать— В Россию можно только верить.
Но в главном Герцен был далек от тютчевского «поэтического»
славянофильства и еще дальше—от воспевания старины и отсталости, чем
занимались официальные монархические славянофилы.
Он видел особое призвание России в том, чтобы соединить
западные идеи социализма с народными основами русской крестьянской общины и
показать миру возможность нового общественного строя без эксплуатации человека
человеком. «Идея социальной революции—идея европейская. Из этого не следует,
что именно западные народы более способны ее осуществить» '. Так писал Герцен
в 1854 г.
Залогом русской социальной революции он считал крестьянскую
общину, отсутствие развитой частной собственности крестьян на землю, традиции
коллективизма, взаимопомощи, артельности в русском народе. Эти национальные
особенности он видел и в рабочих, ремесленных артелях. Русских рабочих по
психологическому складу он считал теми же крестьянами и полагал, что они
принципиально отличны от западноевропейских. На стихийный общинный социализм (в
других местах он употребляет понятие «коммунизм») возлагал Герцен свои надежды,
противопоставляя его как крепостничеству, так и капитализму.
Община испокон веков существовала в русской деревне, однако
до 40-х годов XIX в. несколько загадочным образом почти не привлекала внимания
ученых и писателей. Может быть, потому, что она была чем-то абсолютно
органическим, очевидным и потому незаметным.
Своеобразная честь привлечь к общине внимание русских выпала
прусскому социологу и этнографу Августу Гакстгаузену, который с благословения и
с помощью царского правительства совершил в 1843 г. большое путешествие по
России, итогом которого явился изданный в Германии трехтомный труд
«Исследование внутреннего состояния народной жизни и в особенности сельских
учреждений России» (1847—1852 гг.) '. Здесь-то Гакстгаузен и «открыл» общину,
объявив ее в высшей степени благотворным учреждением, которое способствует
сохранению «добрых» патриархальных отношений между крестьянами, помещиками и
правительством. Впрочем, несмотря на сугубый монархизм автора, третий том
труда Гакстгаузена, трактующий вопрос об общине, был все же допущен в Россию
без права перевода на русский язык.
Книга Гакстгаузена пришлась в России ко времени, чем и
объясняется ее необыкновенный общественный резонанс. Реакционные круги, вплоть
до правых славянофилов, стремились использовать его «открытие» для увековечения
«патриархальных» крепостнических отношений. Герцен и другие революционные
демократы, критикуя монархизм и замаскированное крепостничество автора, хотели
видеть, независимо от этого, в русской общине прообраз ячейки социализма. Во
второй половине XIX в. сельская община оказалась в центре дискуссий по вопросам
общественного развития России.
Общине были присущи элементы демократии, порой защищавшие
крестьянскую массу как от произвола помещиков и правительства, так и от нарождавшихся
кулаков-мироедов. Но в конкретных условиях предреформенной и пореформенной
России община могла стать и стала преимущественно учреждением, в котором
воплотились не социалистические, а феодально-крепостнические отношения.
Прогрессивным во второй половине века могло быть только капиталистическое
развитие, а этому-то развитию община мешала, прикрепляя крестьянина к земле,
препятствуя переливу рабочей силы в промыслы, увековечивая сословную
замкнутость, косность, забитость крестьянских масс.
Герцен не мог не видеть многие проявления тенденций
капиталистического развития России. Любопытно. что он иногда называл
обуржуазивание дворянства, соединение феодальной эксплуатации крестьян с
капиталистической «распространением начал политической экономии». Для Герцена
политическая экономия его времени ассоциировалась с именами Мальтуса и Сэя и
представлялась антигуманной наукой об обогащении немногих за счет многих, о
способах эксплуатации труда капиталом.
Внедрение «принципов политической экономии» в России он считал
гибельным для народа и надеялся, что ему будет противостоять община, поскольку
«ее экономический принцип—полная противоположность... положению Мальтюса ':
она предоставляет каждому без исключения место за своим столом»2.
Жестокому, антигуманному капитализму Герцен стремился противопоставить
патриархальную гуманность русского сельского «мира», где все бедны, но с голоду
человек не умрет, если у соседей есть чем поделиться с ним.
Герцен бесчисленное число раз объяснял, что он понимает под
русским социализмом. В одном из самых ярких мест он говорит; «Мы русским
социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского
быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного
владения и общинного управлення,— и идет вместе с работничьей артелью навстречу
той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще
и которую подтверждает наука»3. В этой статье Герцен в нескольких
ярких фразах показывает пути зарождения и формирования социалистических идей в
России и место в этом процессе Чернышевского, который тогда был уже в Сибири,
па каторге.
Из цитаты видно, что Герцен считал важнейшим «социалистическим»
элементом общины отсутствие безусловной частной собственности на землю
(постоянный передел земли в общине по размерам семьи). К сельской общине он
присоединяет и промысловую артель. Наконец, он указывает, что принципы
социализма подтверждаются наукой, но конечно же не буржуазной политической
экономией его времени. Какую именно науку имел здесь в виду Герцен, мы не
знаем. Теория, которая действительно стремилась соединить науку с социализмом,
уже существовала, но Герцен не мог принять ее основных положений.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru
|