Доклад: Общественная роль женщины в XIX веке
Доклад: Общественная роль женщины в XIX веке
Общественная роль женщины в
XIX веке
Жизнь любого человека нельзя представить вне какого-либо
общества - будь то семья или городская община. В своих пьесах А. Н. Островский
проводит путь женщины от городских знакомых до семьи. Он дает нам полно понять
и представить общественную жизнь женщины в его время. Но не одна пьеса не
копирует другую. Хоть «Гроза» и «Бесприданница» созданы одним автором, в них
проявляются совершенно разные общественные взгляды.
Конфликт между «темным царством» и душевным миром Катерины.
Город Калинов - провинциальный город, поэтому можно сказать,
что в пьесе описание быта данного города есть часть описания быта вообще всей
российской провинции. Провинциальное население России жило по домостроевским
законам и религиозным обрядам, в отличие от столицы, где прогрессировали уже
совершенно новые идеи, отличные от провинциальных. В быте можно отметить
несколько моментов: это социальное, семейное и экономическое положение. Жители
провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью,
в неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии. Круг их
интересов ограничен рамками домашних забот. За внешним спокойствием жизни
кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческое
достоинство. Распространенная социальная группа в обществе - это купцы. Их быт
и нравы составляют основу быта провинции. Одни люди довольны купцами - Феклуша:
“Купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!
Щедростью и подаяниями многими!”- а некоторые недовольны - Кулигин. Вообще о
быте города можно сказать словами Кулигина: “Вот какой у нас городишко! Бульвар
сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что
гуляют, а сами ходят наряд показывать. … Бедным гулять некогда, у них день и
ночь работа”. По мнению Кулигина, провинциальное общество больно. И все это
связано с отношениями в семье. Иерархия сильно сказывалась на отношениях в ней,
а значит и на отношениях в обществе. Яркими представителями "темного
царства" являются Дикой и Кабаниха. Первый - законченный тип
купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами
сколотить капитал. Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу устоев
"темного царства". Кабаниха горько сетует, чувствуя, как жизнь
разрушает привычные для нее отношения: "Ничего-то не знают, никакого
порядка. Проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и выводится. Что
будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж то
хорошо, что не увижу ничего". Под этой смиреной жалобой Кабанихи -
человеконенавистничество, неразлучное с религиозным ханжеством. Катерина
попадает в среду, где лицемерие и
ханжество очень сильны. Об этом ясно
говорит сестра ее мужа Варвара,
утверждая, что на обмане у них "весь дом держится". И вот ее
позиция: "А, по-моему:
делай, что хочешь, только бы шито да крыто было". "Грех не
беда, молва нехороша! "- так
рассуждают очень многие. Но не такая Катерина. В этом мире Диких и
Кабаних Катерина - натура поэтическая, мечтательная, свободолюбивая. Мир ее
чувств и настроений сформировался в родительском доме, где она была окружена
заботой и лаской матери. В атмосфере ханжества и назойливости, мелочной опеки
конфликт между "темным царством" и душевным миром Катерины зреет
постепенно. Катерина терпит лишь до поры. "А уж коли мне очень здесь
опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь,
не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" - говорит она.
Катерина предельно честный человек, она искренне боится согрешить, даже в мыслях изменить мужу. Но не
найдя отзвука в сердце недалекого и забитого мужа, ее чувства обращаются к человеку,
непохожему на всех окружающих. Любовь к Борису вспыхнула с силой, свойственной
такой впечатлительной натуре, как Катерина, она стала смыслом жизни героини.
Вот эта-то борьба между долгом своим, как она его понимает, (а понимает, думаю,
верно: мужу изменять нельзя) и новым чувством и ломает ее судьбу. Катерина
вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и самой собой. В этом
трагизм положения героини.
Девушка-бесприданница- товар, чью красоту разыгрывают в орлянку.
Быт и нравы провинции в пьесе “Бесприданница” отличаются от
быта “Грозы”. Это связано с тем, что в пьесе “Бесприданница” Островский осветил
узкий круг людей - провинциальных дворян и дельцов. Разговор, которым
начинается пьеса, это разговор двух слуг. Они рассуждают о том патриархальном
быте, правил которого строго придерживаются мещане и купцы г. Бряхимова (“по
старине живем”). “От поздней обедни все к пирогу да ко щам, а потом, после
хлеба-соли, отдых”. Особенных развлечений в Бряхимове не было, разве что
прогулки по вечерам после чаепития. Так же очень популярно было ходить в
ресторан и заказывать с утра шампанское в чайниках. А в чайниках потому, что
для людей было важно общественное мнение, так как с утра выпивать такого рода
напитки было делом неприличным. Мир диких и
кабаних в «Бесприданнице» претерпел существенные изменения. Здесь
«значительные лица в городе» — европеизированные дельцы Мокий Парменыч Кнуров
и Василий Данилыч Вожеватов; невежественную Кабаниху сменила расчетливая
Харита Игнатьевна, мать Ларисы Огудаловой, ловко торгующая красотой дочери.
Здесь блистает барин — судовладелец Сергей Сергеевич Паратов (произошло
сближение между торговым сословием и дворянством, некогда сторонившимся
предпринимательства). Богатые люди в провинции отличаются между собой.
Одни щедрые (Паратов), а другие скаредные (Кнуров). Купцы в “Бесприданнице”
более нравственные люди, чем купцы из “Грозы”. Это выражается прежде всего в
отношении к другим людям. Это уважение, но не дикая злоба как у Дикого. Однако
и здесь люди богатого сословия предпочитают общаться тоже с богатыми людьми. Но за внешним лоском этих хозяев жизни —тяжкое
дыхание бессердечного мира, купли-продажи, циничного торга, беспощадного приобретательства.
Главное для девушки в этом обществе, удачно выйти замуж, а это и умение
развлекать гостей, и иметь приданое. Если одного из этих компонентов нет, то
девушке еще долго придется ждать своего счастливого дня. И Кнурову и Вожеватову безразлично то, что
происходит в душе Ларисы, девушка-бесприданница для них является лишь товаром,
ее красоту они попросту разыгрывают в орлянку. Карандышев перед роковым
выстрелом говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на
человека... они смотрят на вас, как на вещь». И героиня соглашается, она,
наконец, прозревает и понимает свое место в этом обществе: «Вещь... да, вещь!
Они правы, я вещь, я не человек...» Выстрел Карандашева приносит ей избавление
от страшной жизненной западни: ведь она уже была готова принять условия богача
Кнурова: «...Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали
бриллианты... Я не нашла любви, так буду искать золото». Смертельно раненая
женщина благодарит убийцу, она не хочет жить в мире, в котором «ни от кого...
не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить
холодно». Золото — тот же омут, и в него уже была готова кинуться Лариса. Так
циничная и жестокая власть торгашеского мира убивает «горячее сердце» женщины,
не нашедшей человека, достойного высоких чувств. В этом «темном царстве»
красота — проклятие, красота — гибель, или физическая, или духовная.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru
|