Шпаргалка: Культурология
Шпаргалка: Культурология
Культура, понятие и историческое значение.
К.- это исторически определенный уровень развития общества, творческих
сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации
жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и
духовных ценностях.
Впервые - у древнегреческих юристов, политиков и ораторов в 3-2 вв. до
н.э. Катон «Об агркультуре».
Потом Цецерон К. - это прежде всего culturе animi - возделывание души.
Культуру нужно дисциплинировать с помощью наук.
Пайдейя (греч) - путь, который проделывает человек от ребенка до
взрослого состояния, путь воспитания, просвещения и образования.
Концепции:
Аксиологическая к. - культура как совокупность духовных ценностей.
Сисволическая к. - культура как совокупность символов, которые выступают
посредником между природой и человеком.
Технологическая к. - несколько умаляет значимость духовной культуры,
ставя ее в прямую зависимость от культуры материальной. Обществ. жизнь
делится на 2 уровня:
- уровень материальных экономических отношений (базис);
- уровень общественного сознания.
Герменевтика - интерпретация самых известных классических текстов
(Библия, Коран, античная литер.)
Социологическая к. - конц. Бердяева.
Концепция кризиса культуры - Шпенглер «Закат Европы» - культура в
кризисе, поскольку исчерпаны резервы ее развития и она переходит в
цивилизацию. По его мнению: культура - лелеет дух, а цивилизация - тело.
(последов. Сорокин).
Концепция Бердяева.
Его работа «Философия неравенства». Б. подчеркивает, что к. по своей
природе недемократична. Она происходит от слова культ. Она родилась в
храме, следовательно она подобно культу аристократична и иерархична. В
этом Б. видит принципиальную разницу между культурой и цивилизацией.
Цивилизация - это община, жизнь в обществе. Она требует для ее
поддержания связи с природой.
Ц.- это горизонтальные связи человека, а К.- вертикальные.
Ц.- плюралистична, а К.- единична.
По Бердяеву культура проявляется:
- В противоречии между социализацией и индивидуализацией личности: с
одной стороны, человек неизбежно социализируется, усваивая нормы
общества, а с другой, - стремится сохранить индивидуальность личности.
- В противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую
она предоставляет человеку. Норма и свобода - два полюса, два борющихся
начала.
- В противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением,
которое происходит в ее организме.
Культура и цивилизация.
По Бердяеву:
Культура родилась в храме, следовательно она подобно культу
аристократична и иерархична. В этом Б. видит принципиальную разницу
между культурой и цивилизацией. Цивилизация - это община, жизнь в
обществе. Она требует для ее поддержания связи с природой.
Ц.- это горизонтальные связи человека, а К.- вертикальные.
Ц.- плюралистична, а К.- единична.
По Шпенглеру:
Цивилизация - совокупность технико-механических элементов, а культура -
царство органически-жизненное. Поэтому он утверждает, что
Ц. - это заключительный этап развития культуры, для которой характерны
высокий уровень научных и технических достижений и упадок искусства и
литературы.
Культура - лелеет дух, а цивилизация - тело.
Кроме того, некоторые ученые рассматривают цивилизацию как внешний по
отношению к человеку мир, культура же ими трактуется как символ его
внутреннего достояния, как духовный код жизнедеятельности.
Функции культуры.
1.Функция трансляции (передачи) социального опыта - культура выступает
механизмом передачи социального опыта.
2.Гносеологическая (познавательная) - культура накапливает богатейшие
знания о мире и создает благоприятные возможности для его познания и
освоения.
3.Регулятивная - связана с определением различных сторон, видов
общественной и личной деятельности людей.
4.Семиотическая (знаковая) - культура, представляя собой определенную
знаковую систему, предполагает знание, владение ею.
5.Аксиологическая (ценностная) - культура как система ценностей
формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и
ориентации.
Закон преемственности.
Филиация идей.
Преемственность развивается по принципу филиации идей. Любая идея - дочь
своего времени. Она в конечном виде выражает опыт предшествующих
поколений.
Филиация идей - это преемственность идей как важнейший принцип развития
культуры.
Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает
единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к
поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Поэтому не
случайно культуру считают социальной памятью человечества.
Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю
социальной памяти (феномен манкуртизма) со всеми вытекающими
последствиями. А обществу нежелательно повторение таких явлений как
война, революция..
Хронология и общая характеристика этапов развития русской культуры.
1 этап - Языческая культура (до 988г)
2 этап - Киевская Русь (10-12 вв)
3 этап - Татаро-Мангольское нашествие (13-14 вв)
4 этап - Московская Русь (15-17 вв)
5 этап - Петровская Русь (17-18 вв - Просвещение)
6 этап - «Золотой век» (19 в)
7 этап - «Серебряный век» (к.19-н20 вв)
8 этап1 - Советская культура - 1917-1991 гг.
8 этап2 - Эмигрансткая культура - 1917-1991 гг.
9 этап - Современная культура
Языческая культура.
Основные памятники культуры того периода - священные песни, мифы,
сказания.
Велесова книга - написана новгородскими жрецами около 9 в. По ней у
древних славян сущ. архаическая Троица: Сварог - небесный бог, Перун -
громовержец, Велес - бог разрушитель Вселенной, сила которых пронизывала
все уровни жизни, множила миры богов и людей властью любви.
Согласно ВК, легендарных братьев Киа, Щека и Хорива - внуков Перуна
можно считать прародителями русского народа.
Для мировоззрения древних славян был характерен антропотеоцентризм, т.е.
нерасчлененность сфер человеческого, божественного и природного,
понимание мира как не созданного, мира - как вечно живого огня, мерно
потухающего и мерно загорающегося.
Кирилл и Мефодий реформировали греческий алфавит (использовавшийся для
написания ВК) и перевели Библию.
Узелковая письменность, она была священным письмом.
Православие вытеснило древнюю культуру не ранее 11 в. До этого она
существовала около 1500 лет.
Киевская Русь.
С принятием Христианства кн. Владимиром в 988 г. начинается
строительство храмов и монастырей. Софийский собор, Киево-Печерский
монастырь. Новгородский и киевский слили.
Литература представлена такими жанрами как летопись, житие и слово.
Нестор «Повесть временных лет» (Откуда есть пошла земля Русская? Кто в
Киеве нача первее княжити?); «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о
законе и благодати».
В 11 в. КР достигла уровня передовых стран Европы.
Московское княжение 15-17 вв.
После победы над монголо-татарами основная литературная тема стала
борьба русских людей с захватчиками и героях. «Слово о гибели русской
земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Александра
Невского», «Задонщи- на».
Построен Московский Кремль. В живописи развивается фреска. Среди
художников к.14-н15 вв. Феофан Грек (расписал Архангельский собор в
Кремле) и Андрей Рублев (роспись Благовещенского собора в Кремле, икона
«Троица»).
Москва - «третий Рим».
Культуру 15-16 вв. характеризует растущий интерес к реальным
историческим событиям. Кодификация права «Соборное Уложение» 1550 г.
Петровская Русь.
17 в. - формирование русской нации. Отход культуры от церковных
традиций, придание ей светского, гражданского характера. Стремление к
реализму в искусстве и живописи. Развитие образования и книгопечатания.
Развивается парсунная живопись (изображение персон) - Ушаков «Спас
Нерукотворный». Появился театр (придворный и школьный).
18 в. - перелом. Петровские реформы. Строительство Петербурга (Трезини,
Растрелли - русское барокко, Росси - классицизм).
Скачок образования (Академия наук, МГУ), кораблестроения,
книгоиздательское дело. Публичный театр(Сумароков), портретная живопись
(Антропов, Рокотов, Шубин). Архитекторы Баженов (Царицино) и Пашков
(Михайловский замок в Петербурге).Поэзия - Фонвизин, Державин.
Ломоносов.
«Золотой век» (19 в.)
Реализм. В литер: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский,
Чехов.. В живописи: Спасов, Крамский.
Романтизм: Жуковский, Рылеев.
Музыка: Глинка, Мусорский, Римский-Корсаков.
Символизм: Мережковский, Брюсов, Анненский, Блок.
Импрессионизм: в живописи - Серов и Грабарь, в скульпт. - Трубецкой.
«Серебренный век» (ниже)
Специфика русской архитектуры.
Начинается с принятием христианства.
Киевский архитектурный стиль - монументальность, многоглавие. Мозаика и
фрески (собор Киевской Софии).
Новгородский стиль - строже киевского по украшению, мощнее и суровее по
постройке. В интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, но не такие
динамичные, как в Киеве, и избыток украшений языческой древности с ясно
проглядывающимся рисунком язелкового письма (Софийский собор).
В ее основе - византийская архитектура: крестокупольная постройка, на
которую накладывается шатровость, ступенчатая ярусность, башенность
верха, высотность, вертикальная устремленность и ассиметричность.
В древности храмы строились в ви-де корабля и креста, а позже - в фор-ме
звезды или круга. Рядом колоко-льня.
До 17 в. храм был белым с золотыми куполами. После проникновения в
Россию барокко - цветным. («Нарыжкинское барокко»).
Структура храма: делится на нэфы (продольности), пристройки-полу-кружия
(абсиды) делится на 3 части: притвор, средняя часть и алтарь (на
востоке). Вход в алтарь закрыт и отделяется от средней части иконостасом
(перегородкой, украшенной иконами в несколько ярусов), посередине
которого Царские врата, по краям - северные и южные врата.
Внутри: колонны, мозаика, библейские сюжеты на стенах и потолке, лики
святых, ангелы, кресты, иконы, резные подсвечники.
Наружная отделка: купола (нечетн. колич. -1,3,5,7,9,13..-кажд имеет свое
значение), на них кресты. Украшения: пояски, бровки, двухэтажные ниши,
арочные пояса, ложные пилястры, нечетное количество куполов.
Специфика русской иконописи,
отличие от картины.
Икона - это образ, она писалась по строго определенному канону. Первые
иконы, дошедшие до нас - 12-13 вв.
Канон:
1.Ограниченное число тем, сюжетов, лиц.
2.Имперсональность (безличность).
3.Нельзя писать с живых людей. Можно со словесных портретов, либо со
старых икон.
4.На иконах не должно быть теней. На небе царство Божье, мир сущностей,
а сущность не имеет тени.
5.Плоское изображение. Особая неземная духовность.
6.Преобладание золотого цвета - божественность
Одним из направлений иконописи 18-19 вв. был палех. Болякин, Буторин.
Канонические образы палехской живописи переосмысливаются соответственно
народному мироощущению. Стиль отличает орнаментальность, колористическая
уравновешенность, симметрия, песенное начало, фольклорные черты.
«Серебряный век» русской культуры.
Нач. 20 в. Название дано Бедяевым. Это время грандиозных социальных
потрясений.
Технические новшества - автомобиль, аэроплан, радио, телефон,
кинематограф...
Расцвет науки в начале века связан с именами выдающихся ученых:
физиолога Павлова, физика Лебедева, родоначальника теоретической
космонавтики Циолковского, представители религиозного направления
русской философской мысли — B. Соловьев, Бердяев, Булгаков, Флоренский.
Вершиной исторической науки стали труды Ключевского («Курс русской
истории») и Милюкова («Очерки по истории русской культуры»).
В развитии художественной культуры сосуществовали две главные:
традиционная реалистическая и модернистская, связанная с отходом от
устоявшихся норм и поиском новых художественных решений.
В литературе реалистическое направление олицетворялось творчеством
Чехова, Бунина, Куприна, Горького. Творчество символистов - Брюсов,
Блок, Белый.
Характерно появление множества поэтических школ. После кризиса
символизма, рядом с академизмом начал складываться авангард -
провозглашал разрыв с культурно-исторической преемственностью.
Проявлялся в музыке, живописи, театре, скульптуре. В поэзии он
представлен школами футуризма - эго-футуризм (я-будущее) Северянин,
Гнедов; кубо-футуризм - разложение предметов на элементарные тела и
фигуры (игра слогов) Хлебников, Маяковский.
Появилась «крестьянская поэзия» Клюева, Радимов, отчасти Есенина. Группа
имажинистов (Шершеневич, Есенин, Мариенгоф) - Каждое слово
рассматривалось как потенциальный образ, стихотворение - цепь образов.
Новую эру в развитии театрального искусства открыл Московский
Художественный театр. Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд.
Композиторы: Стравинский, Рахманинов, Прокофьев.
Художники: Сомов, Бенуа, Филонов, Кандинский (абстракционизм).
Заупокойный культ.
Важнейшая черта культуры Д.Е. — протест против смерти. Страстное желание
бессмертия определило все мировоззрение египтян, культуру.
Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения «заупокойного
культа».
Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось
вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь
на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение.
Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь
соединиться со своим телом.
Бальзамирование, искусство изготовления мумий. Египтяне полагали, что
вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее тело
внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице —
пирамиде.
Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе
Египта: египтяне полагали, что фараон — это живое подобие Солнца.
Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов: каменное изображение
существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала
фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского
правителя. Самой большой сфинкс выполнен в первой половине III тыс. до
н.э., он до сих пор стережет пирамиду Хефрена.
Царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой — «ка», т.е.
бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал
погребения.
Тела бедняков не бальзмирова-лись — это было слишком дорого, а просто
заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ.
Культура Древнего Египта.
Важнейшая черта культуры Д.Е. - протест против смерти.
Боги: бог Солнца — Ра - царь и отец богов. Осирис — бог смерти,
олицетворяющий умирающую и воскресающую природу. Исида - покровительница
плодородия и материнства.
Архитектура и скульптура основывалась на принципах незыблемости и
непостижимости, которые проявлялись, прежде всего, в гигантских размерах
(Сфинкс, Пирамиды). Были присущи сугубо плоскостное изображение фигур,
каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая
декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность
композиции.
В 3—2 тыс. до н.э. пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились
из камня. Самая ранняя из египетских пирамид — пирамида Джосера,
ступенчатая и возвышается, как лестница, к небу.
Пирамида Хеопса (строили ее более 20 лет, высота 147 м (сейчас 137 м),
площадь — около 55000 м).
Статуя фараона Аменемхета III.
Скульптурный портрет Нифертити.
Литература не была высоко развита. Книга мертвых - худож. произведение,
в котором зафиксированы моральные устои и принципы др. египтян.
«Беседа разочарованного со своей душой». Человек, разуверившись в смысле
жизни, начинает искать смерти. Душа, однако, пытается отговорить его от
самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь, советует
сполна насладиться земным бытием.
Повесть о Синухете.
Наука. Астрономия. Египетские астрономы высказывали предположение о том,
что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете
солнца. Успехи медицины: различались врачи «утробные», глазные, зубные и
пр. Была установлена роль мозга в человеческом организме.
Развивалась математика: в конце XXI — начале XIX вв. до н.э. была
вычислена поверхность шара. Изобретены часы — водяные и солнечны. Химия,
геометрия.
Конфуцианская доктрина.
Жители Древнего Китая — одного из первых государств на Земле — создали
интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную.
В середине 1 тыс. до н.э. - три идеологических направления - даосизм,
учение Конфуция и буддизм.
Конфуцианство. Конфуций усматривал причину всех невзгод и беспорядков в
обществе в упадке нравственности людей, считая, что основными
добродетелями человека являются верность, послушание, почитание
родителей и старших.
Поэтому первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием, звучала так:
почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни.
Конфуций отстаивал строгое регламентирование обязанностей каждого члена
общества соответственно его положению.
Вся полнота власти в стране должна принадлежать императору — «сыну
неба». «Император - это отец народа, а народ — его дети».
Конфуций опирался на культ предков и считал необходимым сохранение
традиций и устоев (ритуалов), соблюдение старинных обрядов — церемоний,
закрепление в общественной жизни старых норм.
Во II—I вв. до н.э. учение Конфуция становится господствующей идеологией
правящих классов.
Основное содержание конфуцианства — это обожествление императора и
освящение его власти, император почитается как наместник бога на Земле.
Роль греческой культуры для Европы.
Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение
природы, как меру всех вещей. Греки создали науку, которую некоторые
исследователи называют «мышлением по способу греков». Целая плеяда
блестящих имен открывает страницы античной культуры:
Драматурги: Эсхил, Софокл, Эврипид, Аристофан, Гесиод, поэзия Сафо,
Фиокрита.
Историки: Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Полибий.
Философы: Зенон, Эпикур, Платон, Демокрит, Аристотель, Фалес, Гераклит.
Для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира, и
в то же время эмоционально-эстетическое восприятие, стройная логика и
индивидуальное своеобразие.
К культуре античности обращается (кон. 14— нач. 15 вв.) в Италии эпоха
Возрождения (Ренессанс).
Живопись и скульптура.
Леонардо да Винчи «Тайная вечер-ня», «Джоконда»=Мона Лиза.
Рафаэль Санти «Мекстинская Ма-донна»
Микельанжело Буонаротти «Пие-та», статуя Давида, «Моисей», «Страшный
суд».
Создается Платоновская Академия, в которой присутствовали римские папы,
правители Медичи, художники, офицеры Герцога Сфорце. В ней читаются и
публично разбираются «Диалоги» Платона.
Из литературы:
Часто в мировой литературе использовался образ Прометея, созданный
Эсхилом.
Несравненные по своей простоте и монументальности образы Софокла -
Эдип, Антигона, Электра, Филокрет - переработаны в европейс-кой
литературе Нового времени. Например, «Эдип» Корнеля и одноименная
трагедия Вольтера, «Фиваида» Расина, «Эдип и Сфинкс» и «Электра»
Гофмансталя.
Заслуга Гомера. Его «Илиада» и «Одисся» имеют б.зн. в качестве
исторического источника. Кроме этого в Средние века гомеровский эпос
повлиял на Вергилия - «Эне-ида». Поэты 15-16 вв. неоднократно используют
сказочно-фантастичекие элементы «Одисси» - Боярдо и Аристо в Италии,
Спенсер в Англии, Ганс Сакс в Германии. Формулированный в кон. 16 в.
лозунг единства эпической поэмы вызывает большой интерес к «Илиаде» у
Торквато Тассо в его поэме «Освобожденный Иерусалим». Классизизм 17 в.
отдавал предпочтение «Энеиде» - Фенесон «Приключения Телемаха».
Часто используются мифы Др. Греции.
Научные открытия, философские воззрения, ораторское искусство, театр.
Афоризмы:
Кануть в лету, троянский конь, прокрустово ложе, авгиевы конюшни,
ахиллесова пята.
Ницше об аполлоновском и дионисовском началах в греч. культуре.
Теория заключается в оппозиции этих начал, которая разворачивается как
возникновение, борьба и примирение между двумя пониманиями мира,
появляющимися из хаоса жизни:
как первичного трагического переживания, имеющего до- и внепредекативный
характер - «звуковой», музыкальный, оргиастический - Дионис и
как замещение, «извлечение» этого переживания прекрасными «зри-мыми»
образами, формами - Аполлон, а затем и философской рефлексией,
осуществляемой в понятиях, идеалах.
Полем примиряющего понятия Диониса и Аполлона становится древнегреческая
трагедия (Эсхил, Софокл). Однако недоверие в жизни, попытка подавить ее
разумом, истиной, идеей проникают в трагедию изнутри (через творчество
Еврипида) и активно поддерживаются извне новой, сократической формой
сверхапполонизма.
Греческий театр и драматургия.
Современный театр обязан своим устройством и содержанием дея-тельности
древним грекам. Аничная драма зарождается в рамках празд-неств в честь
культа бога Диониса (природное начало, бог веселья и виноделия).
У греков существовало состязание. Каждые пол года на 4 дня устраивались
выходные, чтобы все граждане шли в театр для просмотра и прослушивания
определенного количества драм.
Проагония - предварительное состязание, на котором комиссия отбирала
драмы для показа.
После просмотра зрители выражали свое мнение.
Структура:
- Театр - это зрительный зал.
- Орхестра - хор.
- Скена - место для актора.
Виды представлений:
драма - «действие»;
трагедия - «песнь козлов»;
комедия - «шествие бражников».
Драма как художественное литературное произведение сменяет эпос и
означает следующие изменения: эпос - это повествование от лица автора, а
драма - это взаимодействие 2-х лиц: хора и актора. Повествование
сменяется действием.
Первоначально в драме решающую роль играет хор. Этот период - 6 в. до
н.э. связан с Эсхилом, которого называют «отцом трагкдии». Он увеличил
количество актеров до двух и придал первенство диалогу. Гл. темы -
существование божественных сид и судьба рода, наследственная
ответственность - «Молящие», «Орфея», «Прикованный Прометей».
В 5 в. до н.э. в трагедиях Софокла роль хора и актора уравновешивается,
вводит третьего актера. Гл. место отводил изображению людей, судьбе
индивида, состезательности в речах, женским образам, композиции -
«Антигона», «Филокрет», «Царь Эдип».
У Еврипида (тоже 5 в. до н.э.) роль хора исчезает, решающую роль играет
актор, а хор является аккомпонементом между выступлениями актора. Его
театр представляет своеобразную энциклопедию умственного движения Греции
втор. пол. 5 в. Его называли «философом на сцене». Изображение борьбы
чувств и внутреннего разлада, проблемы семьи, брака, отцовства, любви -
«Медея», «Геракл», «Электра».
Среди комедийных поэтов 5 в. - Кратин, Эвполид и Аристофан, которого
Белинский назвал «последним великим поэтом древней Греции». Его комедии,
помимо художественного значению, являются ценнейшим историческим
источником. Он чаще всего передает политические настроения крестьянства
- «Всадники», «Осы», «Облака».
Специфика римской культуры, ее отличие от греческой.
Большое значение а развитии раннеримской культуры сыграло завоевание
городов Южной Италии. Заимствуется греческий алфавит, вводится медная
монета. Соединение многих начал - этру-сского, исконно римского,
италь-янского, греческого - что обусло-вило ее эклектизм.
Переход к индивидуализма к от гражданственности.
В архитектуре:
Как и в греческой - подчеркивалась сила, величие, подавляющее чело-века,
пышная отделка, множество украшений, монументальность, симметрия. Но
главное отличие в том, что вся римская архитектура стремилась к
сооружению не храмовых комплексов, а зданий для практических целей.
Функциональна, эстетична.
Особые округлые формы - арки, своды, купола. Это объясняется различием
строительного материала. Долго не было мрамора, строили из
вулканического туфа. Во 2-1 вв. до н.э. - бетон. Потом кирпичь, карский
мрамор.
Появляются новые типы зданий:
базилики (торгов. сделки и суд), амфитеатры (гладиаторские бои), цирки
(для соревнования колесниц), термы (бани), триумфальная арка.
Римский архитектор Витрувий написал трактат «Об архитектуре».
Памятника архитектуры: Колизей, Пантеон, Храм Юпитера, Триумфальная
арка, Золотой дворец Нерона.
В скульптуре: создали портретные статуи «тогатус», изображавшей
ора-тора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной
правдивостью образов (бюсты Цице-рона и Цезаря, «Брут»).
С развитием военного дела и рас-пространением колесниц римляне начали
усиленное строительство дорог.
Римская поэзия: Ливий Андроник, Плавт, Теренций, Лукреций, Катулл,
Вергилий, Гораций.
Проза: Катон Старший «О сельском хозяйстве», Варрон «Древности дел
божеских и человеческих», Цицерон.
Историография: Саллюстий «Заговор Каталины», Гай Юлий Цезарь «Записки о
Гальской войне», Тит Ливий, Тацит, Корнелий.
Характерной чертой мышления был практицизм, любовь к прикладным наукам.
Астрономия, ораторское искусство, география, военное дело, феномен
римского права.
Римское военное искусство.
Главная цель - завоевание. Девиз: «devide et impera» (разделяй и
властвуй). Отсюда большое внимание к военному искусству. Обязательная
воинская повинность от 17 до 46 лет.
Структура: 4 легиона (в каждом 4200 ч. пехоты и 300 конницы). 1 легион=2
манипулы, которые делятся на центурии (по 100 ч.). 3 разряда центурий: 1
- от 17 до 24 лет; 2 - от 24 до 30 лет; 3 - от 30 до 46 лет.
Во главе войска - консул, легиона - легат, помощника - квесторы.
Ордена - медные дощечки или браслеты. За спасение римского гражданина в
бою спаситель венчался лавровым венком, а победитель, поднявшийся на
вражескую стену получал золотой венец.
Дисциплина была очень жесткая. Питание скудное: раз в день 1 кусочек
черствого хлеба. Ультимативность к врагам: либо освобождают территорию,
либо присоединяются к ним, если нет - война.
Символика победы: овация и триумф.
Триумф: Шествие на Капитолийский холм по священной дороге через
Триумфальную арку: впереди шли захваченные, потом ликторы - почетная
стража - несли фасции (пучка розг, как символ неподкупности), затем
полководец выезжал на квадриге (4 коня), он держал жезл с орлом и
золотой венец над головой, сзади - воины. Наверху Капитолии их встречал
Сенат (300 ч.).
Овация: значительно проще - без колесниц или верхом.
Римское право как социокультурный феномен.
Необходимость управления большой территорией требовало хорошо
организованной армии и тщатель-ной политико-правовой системы. РП -
высшее отражение этой потребности, а также как ответ на требование
плебса.
«Законы 12 таблиц» (таблицы выставлены на форуме, площадях и рынках.
Отразили институт патри-архального рабства.
Римское право было систематизировано фр. Готефредом в 16 в.
Институции. Правовое государство не может существовать без гражданства,
а в Риме его не было. Зачастую законы оставались лишь образцом для
последующих поколений.
Дагесты - извлечения из работ наиболее популярных римских юристов (Гай,
Модестин, Павел, Ульпиниан, Цельз).
Кодекс Юстинианес - своды законов, которые были сформулированы до
Юстиниана (6 в. до н.э.) - музей права.
Новеллас.
Достоинства РП:
1. Это право абстрактного индивида. Римляне переработали все
существующие права других стран и разработали единое (этому
способствовала торговля в Средиземном море).
2. Это право частной собственности: право на жизнь, частную
собственность.
3. Это уникальная методология права.
4. Это огромная систематика.
5. Оно сосредоточило концептуальный юридический аппарат. Это ис-точник
юридической терминологии.
Это универсальный язык юристов, способствует интеграции
негосударственных политических организаций
6. РП очень суровое, но допускает комментарии.
«buona fides» (позиции доброй воли).
Если закон противоречит праву человека, то д.б. применено право право
человека. РП допускает трактовку с позиции юстиции. Юстиция - воплощение
справедливости. Это то направление, в котором может развиваться право.
Цицерон, Сенека.
Христианство в Средние века.
Главной чертой культуры средневековья является доминирование
христианской религии. Она выступает как новая мировоззренческая опора
сознания, выражение запроса на святую, чистую жизнь, возникающего у
человека, утомленного плотским активизмом поздней, римской античности.
Христианство явилось своего рода «золотой серединой», компромисом духа и
плоти.
Духовенство было единственным образованным классом, и именно церковь
длительный период определяла политику в области образования.
Между Западной и Восточной церковью в 1054.
Ересь - отрицали догмат о божес-твенной сущности Христа, утверж-дая, что
Иисус Христос и Дева Ма-рия были смертными людьми.
Монофизитство, напротив, видело в Христе только Бога и отрицало в нем
человеческую природу.
Инквизиция (от лат. розыск), которая с 13 в. действовала как регулярный
церковный суд. Наряду с еретиками каралась т.н. «культура
безмолвствующего большинства»: ведьмы, колдуны, знахари, предсказатели
будущего и ясновидцы, вольнодумство, которых церковь обвиняла в связях с
нечистой силой.
Продажа индульгенций - грамот об отпущении грехов, как уже со-вершенных,
так и будущих.
В 5—9 вв. все школы в странах Западной Европы находились в ру-ках
церкви. Главная задача была определена как воспитание служителей церкви.
В то же время античные тексты нередко уничтожались, и дорогостоящий
пергамент использовался для записи монастырских хроник.
Изменения в человеке: переход от античного атлета, живущего в гармонии с
миром, к аскету, устремленному к духовному единству с Богом, образцом
выступает человек смиренный, страдающий, жаждущий к искуплению грехов,
спасения с Божьей помощью.
Средневековая университетская наука называлась схоластикой, т.е.
школьной наукой. Ее характерными чертами было стремление опереться на
авторитеты, прежде всего цеков-ные. Влияние церкви на средневеко-вые
университеты было огромным.
Монашество.
Огромную роль как на Западе, так и на Востоке играло монашество: оно
олицетворяло переход от общинного ожидания царства Божия к достижению
индивидуального спасения путем аскетического «сораспятия» Христа при
жизни, совместной святой жизнедеятельности.
Монахи брали на себя обязательства «ухода из мира», безбрачия, а также
отказа от имущества.
Однако уже к 6 в. монастыри превратились в сильные и нередко очень
богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие
монастыри были центрами образования и культуры.
Одним из первых был Бенедиктинский орден (6 в). Он представлял собой
объединение монастырей с единым Уставом. Характерные особенности:
практическое милосердие, высокая оценка труда, активное участие в
экономической жизни общества.
Так, в Англии в конце 7 — нач. 8 вв. в одном из монастырей на
Северо-Востоке жил Беда Достопочтенный, один из наиболее образованных
людей своего времени, автор первого крупного сочинения по английской
истории.
Доминиканский орден (12 в) боролся с еретиками. К нему принадлежал
философ Фома Аквинский, сформулировавший пять доказательств бытия Бога.
Церковь его вечным «авторитетом» в области религии, философии, истории,
политики и права.
Монахи Францисканского ордена (13 в) относились к так называемым «нищим
монашествующим орденам», подражая жизни Христа на земле. Они бродили по
городам и селам и жили подаяниями, завоевывая «личной бедностью»
сочувствие у народа, оказывая при этом большое влияние на народную
культуру.
Роль монастырей заключалась в том, что они являлись центрами культуры,
т.к. в них писались книги, переводились древние тексты, записывались
исторические события и т.д.
Рыцарская культура.
В период Средневековья возникает и развивается т.н. рыцарская
литература.
Одно из наиболее знаменитых произведений - франц. «Песнь о Роланде», в
которой воспеваются военные подвиги графа Роланда, погибшего во время
военного похода в Испанию.
В 12 в. появляются рыцарские романы. В числе наиболее популярных был
стихотворный роман о британском короле Артуре.
Большой популярностью также пользовался роман немца Готфрида
Страстбурского «Тристан и Изольда» о пылкой любви двух молодых людей.
Важный пмятник германской народной литературы 12-13 вв. - «Песнь о
Нибелунгах», повествующая о нашествии гуннов на Бургунское королевство в
начале 5 в. В его основе лежат древние германские сказания.
Успешно развивалась и рыцарская лирическая поэзия.
В Германии ее представители - миннезингеры (певцы высокой любви) - сами
исполняли свои произведения.
Во Франции лирическая поэзия достигла вершины в так называемой
«куртуазной» (придворной) поэзии трубадуров. Они воспевали идеальную
любовь и преданное служение даме сердца, ради которой рыцари
подвергались опасностям.
Бертран де Борн
Джауфре Рюдель
Арно Даниэль
Позднее в эпоху Возрождения рыцарские романы получили большое
распространение в Испании.
Фернандо де Рохас «Селестина»
Мигель де Сарвантес «Дон-Кихот»
Франсиско де Кеведо «История жизни пройдохи»
Лопе де Вега «Собака на сене», «Учитель танцев».
Романский и готический стили в архитектуре Средневековья.
Для Западной Европы 5 в. была характерна роскошь в архитектуре и
скульптуре, отход от реалистического изображения в сторону стилизации и
формализма. Пластические искусства все более удаляются от присущей
античности реалистической направленности, приобретая отвлеченный и
символический характер.
По своей архитектуре здания напоминали византийские постройки.
Непрерывно строились феодальные замки и церковные соборы.
Церковное строительство особенно увеличилось около 1000 г. в связи с
ожидавшимся, согласно учению церкви концом света. С того времени широко
используется камень.
Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые мощные стены с
немногочисленными и узкими окнами. Этот стиль получил название
романского. Пример:
Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Арле, Велезе (Франция), соборы в
Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Лунде (Швеция).
Для скульптур романского стиля характерен полный отказ от реализма в
трактовке природы и человеческого тела.
Исключительно церковной по содержанию была и настенная живопись -
плоскостная, отрицающая трехмерность фигур и перспективу. Живопись
отражала сословно-иера-рхические представления о мире: святые
изображались более крупные по размеру, чем король, а король - более
крупным, чем его вассалы и слуги.
К 12 в. во Франции появляется готика. Готический собор - высокие и
стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на
большой высоте, огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами
- витражами. Характерн. черта - устремление зданий ввысь. Пр:
Вестминстерское аббатство в Лондоне.
В 14 в. - «пламенеющая готика» - здания украшались тончайшей резьбой по
камню - каменным кружевом. Тогда же в Англии намечается переход к
«перпендикулярному стилю» в готике - каменные стены превращаются в это
время в узкие простенки между окнами.
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.
В кон. 14— нач. 15 вв. в Италии начала культура Возрождения
(Ре-нессанс). Термин «Возрождение» указывал на связь с античностью.
В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому
ми-ровоззрение носителей этой культу-ры обозначают термином
«гуманис-тическое» (от лат. человеческий»).
Гуманисты полагали, что в чело-веке важно не его происхождение или
социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая
энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля,
образованность.
В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и
всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей
судьбы.
Гуманисты придерживалить антропоцентристской идеологии, согласно которой
человек - есть центр и высшая цель мироздания.
Человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей
чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что
способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня
свободы людей в обществе.
Альберти
Пико лелла Мирамбола
Фичино «О человеке», «О чел. и его разуме».
Гуманисты считали, что возможности человеческого познания беспредельны,
ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является
как бы смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию
небесных светил и там обоснуются и станут как Боги.
Образованный и одаренных людей в тот период чтили, как в Средние века
святых.
Наслаждение земным бытием - это непременная часть культуры Возрождения.
Платоновская Академия во Флоренции.
Литература.
Данте «Божественная комедия»
Бокачо «Декамерон»
Аристо поэма «Неистовый Роланд».
Джордано Бруно «О бесконечности, Вселенной и Мирах».
Живопись и скульптура.
Леонардо да Винчи «Тайная вечер-ня», «Джоконда»=Мона Лиза.
Рафаэль Санти «Мекстинская Ма-донна»
Микельанжело Буонаротти «Пиета», статуя Давида, «Моисей», «Страш-ный
суд».
Реформация и ее роль в становлении европейской культуры.
Эпоха Возрождения - эпоха полная противоречий. Это породило явление
Реформации
Начало: 1517-1519 гг. Возглавил Мартин Лютер. Он считал, что вера есть
внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется
не-посредственно от Бога и что прийти к Богу можно и без посредничества
католического духовенства.
Гл. цель в том, что если не устранить, то хотя бы потеснить институт
церкви как посредника между чел. и Богом. Дать в руки каждому Библию для
самостоятельного осмысления. (Первым перевел Б. на немецкий язык).
Человек - второй Бог. Человек - пыль и грязь. Унизить, чтобы возвысить.
Возврат к нравственным принципам первоначального христианства с присущей
ему простотой, искренностью, погруженностью в веру.
В 1529 г. - сторонники Лютера выступили на немецком Рейхстаге против его
решения об отмене своего собственного решения «О веротерпимости». С
этого времени их стали называть протестантами.
Власти создали Святую Римскую Инквизицию.
2 августа 1572 г. - Варфоломеевская ночь (Париж).
Основоположником Реформации в Швейцарии стал Уильрих Цвингли. В 1523 г.
он провел реформу в Цюрихе, в ходе которой были упрощены церковные
обряды и богослужения, отменен целый ряд церковных праздников.
В дальнейшем центр швейцарской Реформации переместился в Женеву и
движение возглавил Кальвин. Он исходил из идеи абсолютного
предопределения человека Богом к спасению или гибели, и показателем
того, что он «избранник Божий» является его успех в профессиональной
деятельности, который во многом зависит от личной воли и усердия.
Отделить церковь от гоударства, придать ей республиканский характер.
Роль: Реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые
духовные горизонты. Человек получил свободу мыслить без авторитарной
опеки церкви. В носителях протестантских идей выразился новый,
буржуазный, тип личности с новым отношением к миру. Зарождавшийся
капитализм, индустриальная буржуазная цивилизация получили
идеологическое обоснование в протестантизме, который послужил развитию
прогресса: рыночной экономики, гражданского общества, демократического
правового государства, цивилизованного образа жизни.
Осн. тенденции культуры 17 в. в Европе.
В 17 в. начала формироваться т.н. европейская культура как
социо-культурный феномен. Она рождается с развитием буржуазных отношений
и буржуазных революций в Европе.
Нидерландская революция - нач. 17 в., Английская революция - сер. 17 в.,
Французская реврлюция - кон. 18 в.
Развитие бурж. отн. и производительных сил с необходимостью поставило
вопрос о развитии науки и научного обеспечения производства. Ориентация
на науку как высшую ценность. 17 в. - век гениев (фами-лии ниже) - в 43
раза больше откры-тий, чем за всю историю до 1975 г.
Была потеснена безраздельная монополия папства на посредничество между
человеком и Богом. Христианство остается источником культуры, но
культура становиться светской.
С 17 в. книга стали писаться на родных языках, латынь использовалась
реже - многоязычие.
17 в. - появление новых стилей в литературе и искусстве: барокко и
классицизма, новые направления в философии: рационализм и сенсуализм.
Рационализм - признание разума основой познания и поведения людей.
Декарт «Концепция рационализма»: мыслю, значит существую.
Сенсуализм - основа всех основ - ощущение, интуиция и даже божественное
провидение, упование на волю Бога.
Франц Снейденс «Натюрморт с лебедем», «Рыбная лавка», «Мясная лавка».
Конец 17 века - начало эпохи Просвещения.
Европейская научная мысль 17-18 вв.
В этот период было подорвано господство религиозного мышления, и в
качестве ведущих методов исследования утвердились наблюдение и
эксперимент (опыт). 17 в. - век научной революции, давшей миру такие
имена как Галилей, Кеплер, Бойль, Ньютон, Лейбниц, Декарт, Ферма,
Гюйгенс, Горичелли, Левингук, Паскаль, Дарвин.
Научная революция 17 в. связана с революцией в естествознании. Развитие
производственных сил требовало создания новых машин, знания законов
механики, точных приборов для астрономических наблюдений.
Галилею принадлежат крупнейшие достижения в области физики (движение) и
астрономии: обоснование и утверждение гелеоцентрической системы,
открытие 4 спутников Юпитера, огромное количество звезд и др.
Галилей, Бруно и Кеплер продолжали учение о том, что Земля является
частью Солнечной системы, как и др. планеты. Джордано Бруно был сожжен
за противоречие геоцентризму, работа «О бесконечности, Вселенной и
мирах».
Исаак Ньютон написал огромное количество научных трудов по оптике,
астрономии, математике. Открыл Закон всемирного тяготения и на его
основе Теорию движения небесных тел. Ввел понятие силы, энергии,
сформулировал три основных закона механики.
В области оптики - открытие дифракции, дисперсии, интерференции.
В области матем. - алгебра, геометрия, дифференциальное и интегральное
исчисление.
18 век - Кант, Дидро, Локк, Вольтер, Лавуазье, Линней.
Джон Локк (англ.) - политическая теория «Опыт о человеческом разумении».
Он сформулировал неотчуждаемые права: право на жизнь, свободу и
собственность. Собственность - есть результат своего труда. Правопорядок
должен обеспечивать возможность получения выгоды каждым, но так, чтобы
при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.
Иммануил Кант (нем.) - работа «Наблюдения над чувствами прекрасного и
возвышенного». Предмет исследования - деятельность, установление законов
человеческого разума и его границ. Особый вклад внес в разработку теории
правового государства. Он обосновал правовые формы и методы борьбы за
изменение госуд. строя, которые предполагают путь постепенных реформ и
исключают насилие.
Чарльз Дарвин «Происхождение видов путем естественного отбора».
Левингук - изобретение микроскопа.
Лейбниц - выдающийся философ. Принцип предусмотрительной гармонии.
Принцип теодицен (добра и зла). История Германии. Счетная машинка.
Азбука мышления (утерена).
Адам Смит - «Английская политическая экономия».
Барокко и классицизм.
Барокко - означает «причудли-вый». Образовался в лоне католи-ческой
церкви. Это попытка за счет художественных приемов за счет
художественных приемов украшате-льства привлечь сторонников к этой вере.
Соединил в себе старые тради-ции (готику) с новыми тенденциями - идеями
демократического свободомыслия.
Собор Святого Петра.
Барокко отражает противоречие действительности и в тоже время стремление
к утверждению какой-то стабильности. Отсюда монументальность.
Б. отражает «стихию чувств». Это попытка развернуть во всю мощь
торжество чувство, которое прежде подавлялось, это запоздалая ориентация
на человека.
Барбеки
Брунелески
Рубенс
Тьеполо
Классицизм (от лат. «образцо-вый») - это попытка поставить ра-зум над
чувствами и обеспечить в его полное торжество. Это ориента-ция на
гражданство, на строгую систему. Это торжество кортезианского
рационализма.
К. стремился к выражению возвышенных, героических и нравственных
идеалов, к созданию ясных, органичных образов.
Вместе с тем классицизму были присущи черты утопизма, идеализации,
отвлеченности, академизма, нараставшие в период его кризиса.
В литературе
Гете трагедия «Фауст»
Шиллер трагедии «Дон Карлос», «Мария Стюарт»
В живописи
Жан Луи Давид полотна «Клятва Горациев», «Смерть Марата»
Жан Огюст Энгр картина «Апофеоз Гомера»
Франциско Гойя офорты «Каприччос»
В скульптуре
Шадов
Канова надгробие папы Климента III и миф. статую «Амур и Психея»
Торвальдсен скульптура «Янсон».
Театральное искусство
Дюпарк, Шанмеле, Лекен, Тальма, Рошаль, Нейбер.
Просвещение (18 в.)
Сам термин появился в связи с существенными изменениями в производстве,
экономике, политике, праве, в связи с поисками более совершенных форм
государственного устройства.
18 в. - век активного развития предпринимательства, оно порождает
практицизм (отказ от духовного обоснования) и утилитаризм (цель
деятельности - польза).
Растет авторитет знания и чувство хозяина по отношению к природе. Знание
- двигатель прогресса.
Авторы идеологии Просвещения: Вольтер, Дидро, Локк, Кант.
Встала необходимость систематизации знания. Франц. просветители создали
«Энциклопедию наук, иску-сств и ремесел» в 35 томах (Дидро, Доломбер,
Гильвеций, Гольбах, Лометри).
В 18 в. в Англии - промышленная революция, век развития инфраструктуры.
Кант «Что такое просвещение?» - это умение пользоваться своим умом.
Деизм - Богу отводится место только первопричины (Ньютон, Вольтер).
В новых сложившихся условиях появляются острые социальные противоречия.
Возникают новые художественные стили: романтизм, сентиментализм, в
архитектуре - рококо.
Музыка:
Гайдна называют отцом симфонии - «12 Лондонских симфоний», «Сотворение
мира», «Времена года».
Моцарт - «Свадьба фигаро», «Волшебная флейта».
Бетховен - «Фиделио», «Лунная соната», «Девятая симфония»,
«Торжественная месса».
Рококо, его отличие от барокко.
18 в. Франция - Рококо отражает переход от фундаментализма к культуре
малых форм.
Архитекторы занимались не только внешним убранством зданий, но и
интерьером. В частности стиль рококо распределяется на такие атрибуты
как мебель, зеркала, стены.
Рококо решало проблему уюта, красивого жилища.
Все искусство рококо, в отличие от барокко, построено на асимметрии,
создающей ощущение беспокойства - игривое, насмешливое, вычурное,
дразнящее чувство.
Сюжеты в основном любовные, эротические, любимые героини - нимфы,
вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и
«туалеты».
Яркий представитель Франсуа Буше - «первый художник короля» («Венера с
Амуром», «Купанье Дианы»..).
Лозунг эстетики рококо - «искусство для наслаждения», выражал
мироощущение предреволюционной аристократии, жившей одним днем (Людовик
15: «после нас - хоть потоп»).
Легкомысленное рококо - полная противоречивость торжественности барокко.
Основные черты культуры 19 в.
19 в. — это расцвет классического естествознания, создания единой
системы наук.
В то же время связь естествознания с производством становилась теснее.
Появились первые научные исследовательские лаборатории, работавшие на
промышленность. Новые и новые научные открытия в различных областях
естествознания все больше воздействовали на развитие ведущих отраслей
промышленности: металлургии, энергетики, машиностроения,
приборостроения, транспорта, химической промышленности.
Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона, радио, кино
и много другого составило переворот в науке и технике и имело громадное
историческое значение.
Великие сдвиги, происходившие в 19 в. в развитии науки и техники,
оказали огромное влияние на развитие литературы и искусства всех стран и
народов европейского континента.
Эпоха становления капитализма — это и новая эпоха в развитии европейской
художественной культуры. Именно в эту эпоху сформировались
Классицизм (выше) - это попытка поставить разум над чувствами
Романтизм (ниже) - протест против суровой противоречивой
действительности
Реализм (ниже) — это правдивое, объективное отражение действительности
Натурализм - представления о полной предопределенности судьбы, воли,
духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью,
физиологией.
Эмиль Золь роман «Ругон Маккары»
Фрэнк Норрис
Символизм - внимание на художественном выражении посредством символов
«вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия
человека.
Импрессионизм - от «впечатле-ние» - Моне, Писсаро, Моризо, Роден.
Музыка:
Берлиоз «Реквием»
Верди «Сицилийская вечерня», «Аида»
Бизе «Кармен»
Шопен
Вагнер
Романтизм в европейской литературе 19 в.
РОМАНТИЗМ - протест против суровой противоречивой действительности.
Романтизм был порожден неудовлетворенностью широких общественных кругов
результатами буржуазной революции, протестом против национального
порабощения, политической реакции. Для представителей романтизма
характерно разочарование в учении просветителей.
1. Это такое направление, которое делит мир на 2 мира:
- мир действительности, который романтик отвергает;
- мир мечты, осуществление которой автор находит в др. мире, не
существующем сегодня (мир души, античность..).
2. Романтизм - противник классицизма (нет единства места, времени и
действия), он признает развитие. Часто в произведениях героями явл.
разбойники, изгои, бунтари. Для романтика нет исходно плохих людей,
такими их сделало соц. общество.
3. Р. делится на 2 направления: иррациональный и героический.
Гофман - у истоков романтизма. Его произведениям присущи драматизм и
сарказм, лирика и гротеск, критичность восприятия бытия - «Житейские
воззрения кота Мура», «Эликсир дьявола», «Золотой горшочек».
Р. рассматривает проблему трудности вступления молодого поколения в
социальную и трудовую жизнь.
Байрон «Паломничество Чайльд Гагольда» (англ.).
Генрих Гейне
Китс «Огонь», «Психея».
Представители романтического движения проявляли значительный интерес к
национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего и других
народов, стремились создать универсальную картину мира.
Р. не заканчивается в 19 в., он продолжается и в 20 в.
Реализм в европейской литературе.
РЕАЛИЗМ утверждается в 30 — 40-е
Реализм — это правдивое, объективное отражение действительности.
Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных
порядков. Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя
определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они
обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм,
лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим
реализмом. Вместе с пронизано идеями гуманизма и социальной
справедливости.
Во Франции в 30— 40-е годы создают свои лучшие реалистические
произведения Опоре де Бальзак, написавший 95-томную «Челове-ческую
комедию»;
Виктор Гюго - «Собор Парижской богоматери», «Девяносто третий год»,
«Отверженные» и др.
Гюстав Флобер - «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», «Саламбо»
Проспер Меримо — мастер новелл «Матео Фальконе», «Коломба», «Кармен»,
автор пьес, исторических хроник «Хроника времен Карла10» и др.
В 30 — 40-е годы в Англии.
Чарльз Диккенс - выдающийся сатирик и юморист, произведения «Домби и
сын», «Тяжелые времена», «Большие ожидания», являющиеся вершиной
реализма.
Уильям Мейкпис Теккерей в романе «Ярмарка тщеславия», в историческом
произведении «История Генри Эсмонда», сборнике сатирических эссе «Книга
снобов», образно показал пороки, присущие буржуазному обществу.
В последней трети 19 в. мировое звучание приобретает литература
скандинавских стран. Это прежде всего произведения, норвежских
писателей:
Генриха Ибсена - драмы «Кукольный дом» («Нора»), «Приведения», «Враг
народа» призывали к эмансипации человеческой личности от лицемерной
буржуазной морали.
Бьернсон драмы «Банкротство», «Свыше наших сил», и стихи.
Кнут Гамсун - психологические романы «Голод», «Мистерии», «Пан»,
«Виктория», в которых изображен бунт личности против обывательской
среды.
Новые формы искусства в европейской культуре 20 в.
На рубеже 19-20 вв. культурологи Шпенглер, Сорокин, Швейцер, Ортега и
Гассет стали говорить о кризисе культуры. На самом деле в кризисе
находились экономика, политика, социальные отношения и культура.
Кризис:
1. За период с 1800-1914 гг. - евро-пейское население увеличилось в 2,5
раза. Ортегай и Гассет писал по этому поводу: «Огромные толпы народу
извергаются на поверхность с такой скоростью, что не успевают
пропитаться культурой».
2. Проведена четкая черта между элитарной и массовой культурой.
Элитарная культура - это глубокие художественные произведения
современности, чрезвычайно сложное современное искусство, для воспитания
которого нужна подготовка и немалые интеллектуальные усилия.
Пр: музыка Стравивского, живопись Пикассо, роман «Уилис» Джойса.
3. «Техническая болезнь» - необходимость культуры отвечать на вызов
техники.
Первые 20 лет 20 в. - «Прекрас-ная эпоха», вызванная успехами науки и
техники - автомобиль, аэроплан, радио, телефон, телеграф,
кинематограф...
Новые формы - это попытка ответа на вызов 19 в. Бергсон (философ того
времени) в «Твор-ческой революции» пишет: «Мы не можем понять
творчество. Разум искусственно разделяет мир, а потом соединяет. Разум
обманывает. Нужен жизненный порыв».
Сюрреализм (сюр- сверх) основывался на интуитивизме Бегрсона,
бессознательности Фрейда, герменевтике (фантазия) Дильтея. Соеди-нение
несоединимого, свободные ассоциации - Дали, Миро, Эрнст. Они считали,
что надо разрушить мир, ломая его предполагаемую ре-альность, чтобы
пробудить разум к сверхреальному.
Кубизм - попытка выразить художественные образы в различных кубических
формах (Сезан, Пикассо). Это форма, которая отражает поиск идеи.. Сам же
изображаемый предмет для них иррационален, интросубъективен. Их не
интересо-вал реальный мир, главное форма.
Абстракционизм - высвобождение от формы. Основатель - Кондинский 1910 г.
(Мне не понравился).
Экспрессионизм - выражение. Красочность, контрастность. Бюфе, Джорж Руо
«Купание в озере», «Голова клоуна» - он сам ( везде очень темные
краски). Сущ. течение «Синий всадник».
Фовизм («дикий») - стремление к стихийному выражению чувств.
Нобизм - синтез литературного символизма и декоративной обобщенности.
Дадаизм («детский лепет») - возник в Швейцарии, основоположник Траза.
Выражает нечто наивное, первозданное. Поль Элюар.
Европейская литература 20 в.
Радикальных изменений не было, продолжается стиль широкого романа.
Анатоль Франс
Ромен Ролан
Бернар Шоу
Джойс
Томас Ман
Пиранделло
Кардучи
Бергсон - мастер слова
Андре Моруа
Кафка «Процесс», «Замок».
|