Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная
рефератыЕстествознание
рефератыУголовное право уголовный процесс
рефератыТрудовое право
рефератыЖурналистика
рефератыХимия
рефератыГеография
рефератыИностранные языки
рефератыРазное
рефератыИностранные языки
рефератыКибернетика
рефератыКоммуникации и связь
рефератыОккультизм и уфология
рефератыПолиграфия
рефератыРиторика
рефератыТеплотехника
рефератыТехнология
рефератыТовароведение
рефератыАрхитектура
рефератыАстрология
рефератыАстрономия
рефератыЭргономика
рефератыКультурология
рефератыЛитература языковедение
рефератыМаркетинг товароведение реклама
рефератыКраеведение и этнография
рефератыКулинария и продукты питания
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Курсовая: Рациональная организация культурно-досуговой деятельности участников народного праздника

Курсовая: Рациональная организация культурно-досуговой деятельности участников народного праздника



«Рациональная организация культурно – досуговой

деятельности участников народного праздника»

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы рациональной организации
культурно - досуговой деятельности участников народного праздника…. с.

Народный праздник как проявление культурного досуга и организа- ционная
проблема …………………………………………………………… с.

Социальные потребности современной молодежи и культурный досуг.
Удовлетворение социальных потребностей молодежи средствами народного
праздника. Опыт и проблемы образовательных учреждений….. с.

Глава 2. Технологические особенности рациональной организации культурно
- досуговой деятельности участников народного праздника на примере
образовательного учреждения (анализ опыта педагога -
организатора)……………………………………………………………………………… с.

2.1. Содержательное обеспечение и координационные усилия руководителя
рациональной организации культурно - досуговой деятельности участников
народного праздника……………………. ……………………………с.

2.2 Программное и методическое обеспечение рациональной организации
культурно - досуговой деятельности участников народного праздника … с.

Заключение ………………………………………………………………….. с.

Литература ………………………………………………………………….. с.

Введение

Актуальность проблемы.

Издавна известно о том, что огромной силой влияния на людей (в
особенности молодых) оказывает сфера досуга, так как удовлетворяет
потребности во впечатлениях, самовыражении и самоутверждении.
Неорганизованный, стихийный досуг детей и подростков, учащихся и
студентов, а иногда и организованный, но в «асоциальных» целях - часто
источник отрицательной реакции на неудовлетворенность в перечисленных
выше и других потребностях, причина противозаконной деятельности детской
компании, импульс к развитию вредных привычек, далеко нездорового образа
жизни. Организованный же в социально-значимых целях досуг является
педагогической и социальной поддержкой растущих личностей, формирования
у них активной, сознательной и созидательной по отношению к окружающему
миру позиции, средством удовлетворения детских и частично взрослых (у
взрослеющих подростков) потребностей.

Руководствуясь определением «досуга» как «сферы свободного от учебы или
работы времени» (словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой), следует отметить,
что для большинства «благополучных в развитии» современных людей досуг
весьма многообразен. Это спортивная, художественно-творческая
деятельность, дополнительное образование и др. Но, есть такие учащиеся
и студенты, которые, доверяя (кстати, напрасно) только лишь самым
распространенным средствам массовой информации, заполняют свое
свободное время ограниченно. Многое из того, что предлагают, например,
радио и телепередачи, красочные, но содержательно далекие от
совершенных журналы, принимают слишком серьезно. А ведь многие
кинофильмы не отражают положительных и активных жизненных устремлений
человека, не имеют даже границы дозволенного (этические, культурные
психолого-возрастные границы). Просмотр их, как установлено
педагогической наукой, не только не помогает, а, напротив, чаще всего
затрудняет путь нахождения формирующимся человеком способов социального
самоопределения (выбор собственного места и роли в обществе) и
самореализации в жизни (удовлетворения потребностей). Часовые
«просиживания» за чередой телепередач ограничивают досуг молодого
человека пассивными видами деятельности, не учит решительно действовать
и самостоятельно рассуждать. Педагоги, в этой связи, подчеркивают то,
что не реализуя себя в какой-либо активной деятельности, многие
школьники уже в малом возрасте приобретают негативные эмоции,
свойственные чаще всего лишь людям пожилым: физическую и психическую
усталость, разочарование, страх и т.д. (А.Я. Журкина), так как не
удовлетворяют важнейшую из биологических потребностей - потребность в
здоровье (Т.Ф. Акбашев).

Поэтому, сфера досуга молодого поколения требует особого внимания со
стороны государства. Она должна быть не просто сферой свободного времени
молодежи, но в определенном смысле сферой именно культурного
времяпрепровождения, содержащей культурно - созидающий потенциал,
преобразующей нравственные знания в нравственные убеждения и новые
нравственные потребности, культурные нормы и принципы в нормы и принципы
сознательного социально-значимого поведения молодых людей (И.Ю.
Хитарова).

Нельзя сказать, что государством не предпринимается вообще никаких шагов
в этом направлении. На сегодняшний день есть определенный и
положительный опыт функционирования именно с целью удовлетворения
населения в их потребностях культурной организации досуга различных
учреждений. Широко распространена организация массовых народных
гуляний, имеются центры художественного творчества, спортивные и
дополнительного образования.

Однако, также следует указать на то, что именно в использовании такого
сильнейшего воспитательного средства как «культурный досуг» имеется ряд
противоречий. Прежде всего, это противоречия:

между необходимостью удовлетворения растущих потребностей людей и не
успеванием педагогики, культурологии, социологии в разработке и
обосновании соответствующих досуговых программ;

между осознанием социального значения отдельных образцов культурно
организованного досуга и недостаточно функциональным его использованием,
между спросом социума и ответным предложением организаторов культурного
досуга.

Поясним это подробнее. В настоящее время, в силу обострившейся проблемы
межнационального общения есть, например, необходимость интегрировать
национальные культуры, но нет достаточных тому примеров, реализованных
в жизни, да и теория еще только нарабатывает опыт. Народный праздник -
другой пример - хорош не только как массовое уличное развлечение, но и
как рациональная (разумная) организованная образовательная программа,
так как отдельные ее ритуалы это уникальные (имеющие исторический
возраст) тренинги нравственности, физической силы и культурной
ориентированности людей.

Анализ особенностей проблемы и противоречий рациональной организации
культурно - досуговой деятельности современной молодежи, определил в
данной работе ее цель - определить степень социальной значимости
рациональной организации культурно - досуговой деятельности участников
народного праздника и охарактеризовать технологические особенности
рациональной организации культурно - досуговой деятельности участников
народного праздника.

Объект исследования – культурно - досуговая деятельность современной
молодежи.

Предмет исследования - рациональная организация культурно - досуговой
деятельности участников народного праздника.

В науке имеются достаточно подробные разработки основных понятий и
подходов, которые легли в основу данной курсовой работы. Это:

определения понятий: «социальные потребности», «потребности детства и
молодости» (Р.Р. Бернс, Л.П. Буева, Д.И. Додонов, И.С. Кон, Л.П. Лузина,
А. Маслоу, А.В. Мудрик); «досуговая» и «культурно - досуговая
деятельность школьников» (Б. Грушин, А.С. Каргин, Б. Ляпунов, Н.В.
Погорелова, И. Снегирев, Э. Соколов, А. Терещенко, А. Тойнби, Г.
Успенский, И.Ю. Хитарова, Н.А. Хренов, С.И. Шмаков и др.), «народный
праздник» (В. Даль, М. Бахтин, М. Забылин, И.И. Зеленцовский, А.Г
.Левинсон, А. Мазаев, И. Панкеев, И.В. Сахаров, И. Снегирев, Н.П.
Степанов, Л.А. Тульцева, Г. Черный и др.),

разработки ведущих идей системно - деятельностного подхода к образованию
(Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков и др.),

описания специфики и особенностей развития личности школьника (В.И.
Андреев, Л.И. Анциферова, И.С. Кон и др.), ее становления в различных
видах деятельности (Ю.К. Бабанский, А.Я. Журкина, А.И. Леонтьев, Р.С.
Немов, С.Ю. Степанова, В.Д. Шадриков и др.),

характеристика особенностей организации свободного времени детей,
включая рациональную (разумную), в том числе организацию молодежи по
месту жительства (А.Я. Журкина, В.В. Петрусинский, Р.Б. Соколов, Б.А.
Титов, С.А. Шмаков и др.).

Изученные труды названных авторов позволили сделать ряд необходимых для
достижения поставленной в работе цели предположений.

Гипотеза исследования - организация культурно - досуговой деятельности
участников народного праздника рациональна (разумна), если:

- опирается на достижения науки и положительный опыт имеющейся практики;


- содержательно, программно и методически обеспечена, оправдана в
использовании руководителем определенных координационных действий;

- способствует удовлетворению потребности участников в творческой
самореализации, а именно, отражает творческую активность и
состоятельность участников (мотивационно - деятельностный критерий), в
процессе самодеятельности подчеркивает индивидуальность, выражает
устойчивую уверенность каждого участника в себе (независимо от возраста)
как в человеке одаренном и общественно полезном (когнитивно -
психологический, нравственный критерий),

Исходя из определения проблемы, цели, формулировки гипотезы в работе
были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность народного праздника как проявления культурного
досуга и как организационную в современном обществе проблему.

2. Проанализировать социальные потребности современной молодежи.
Охарактеризовать возможности народного праздника в удовлетворении
социальных потребностей участников народного праздника (на примере
образовательного учреждения).

3. Охарактеризовать технологические особенности рациональной реализации
культурно - досуговой деятельности участников народного праздника:

а) содержательное, программное и методическое обеспечение, научно -
обоснованные координационные усилия руководителя;

б) комплекс диагностических процедур (критериев, измерителей, уровней)
отслеживания результатов проделываемой работы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА.

Народный праздник как проявление культурного досуга

и организационная проблема.

У любого народа и во все времена одним из самых любимых периодов
календарного года, самым любимым развлечением и ритуальным занятием был
и остается «праздник». В знаменитом сборнике «Пословиц русского народа»
поэтому праздникам посвящено несколько десятков колоритных, емких
крылатых высказываний: «У Бога всегда праздник», «Всякая душа празднику
рада», «И дурак знает, что в Христов день – праздник»… (В. Даль).

Каждый народ, вместе с тем знает, что праздник – не только время отдыха
и веселья. Это то, что в первую очередь связано с чем-то особенным,
важным. Неслучайно с давних пор всякий народный праздник – не только
«неработный день», но и день знаменательный, памятный, посвященный
определенному событию (И. Панкеев, с. 6).

Поэтому у каждого праздника свое время, своя идея, свое «лицо». Поэтому
считается, что учредить или выдумать народный праздник невозможно. Его
надо десятилетиями переживать и закреплять в соответствии с
переживаниями предыдущих поколений в сознании поколений последующих.
Поэтому культивирование народных праздников – дело чрезвычайно
серьезное, ибо необходимо для сохранения экологии культуры,
преемственности поколений, сохранения исторического дневника народного
быта (М. Бахтин).

Событийность и свободное от определенной занятости пространство людей –
основной, хотя и двойственный по природе, феномен народного праздника.
На народном празднике, с одной стороны, можно развлечься, снять
физическое и психическое напряжение, проявить себя как талант, а, с
другой, осознать принадлежность к чему-то могучему, историческому,
символичному и церемониальному (И.И. Земцовский, с. 19).

Содержание праздников основано на признанных или признаваемых ценностях
межличностного общения (межличностных отношений), на ценностях
коллективных и индивидуальных человеческих переживаний, на ценностях
художественного творчества людей. В подавляющем большинстве основные
народные праздники всегда приурочивались к началу и завершению
сельскохозяйственных работ, в окторых принимал участие весь «мир».
Поэтому одни праздники посвящены незабываемым историческим вехам, другие
- аграрным ожиданиям и достижениям, третьи – счастливым семейным датам и
т. д., но все они – проявления безутешных коллективных переживаний и
несдерживаемой творческой фантазии народа (И. Панкеев)

Общенародные праздники для многих одаренных личностей - шанс творческой
самореализации, самовыражения, позволяют личности испытать чувство
собственной значимости, заслужить одобрение и признательность
окружающих. Праздник древних афинян, например, предоставлял возможность
реализации самодеятельного творчества лицам любого возраста, пола,
сословия в формах нравственно - религиозной, обрядно - ритуальной,
музыкально – песенной или спортивно – физической. Древним грекам
праздник утверждал гражданские свободы и демократию, давал мощный толчок
раскрытию духовных и физических потребностей, удовлетворению этих
потребностей эстетическими средствами.

Детские народные праздники – комплексная синтетическая деятельность,
которая является активной деятельностью в сфере культурного наполнения
свободного времени детей, иначе говоря, в сфере досуга. В традиционных
типах культур детские праздники – это праздники взрослых, где детям не
запрещается присутствовать и участвовать, иногда быть главными
персонажами ритуального действия. Детские праздники – не пустое
времяпрепровождение для детей, это составная часть их образовательной
культурно – просветительской программы (Л.А.Тульцева, Трад. формы
досуга, с. 181).

Что значит «культурное наполнение свободного времени» людей? Это есть
наполнение свободного времени социально-значимым культурным содержанием,
т.е. нравственными знаниями, представлениями о нравственных нормах
поведения личности в обществе. Досуг вообще становится социально -
оправданным (имеет смысл) лишь при условии наличия в нем культурного
содержания. Именно и только в культурно организованном досуге всегда
есть место нравственным ценностям, активному личностно - деятельностному
устремлению (А.С. Каргин, Н.А. Хренов). При грамотной (рациональной,
разумной) организации культурное наполнение свободного времени
«ликвидирует лакейское времяпрепровождение, когда человек остается без
работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти минуты портится
голова, сердце и нравственность» (К.Д. Ушинский, с. 69).

Народный праздник в этом смысле – совершенное явление народной культуры,
проявление «весьма» содержательно наполненного свободного времени
народа, образец удивительно емкой комплексности сюжетов и
приуроченности к той или иной теме ритуальных действий участников. Это
всегда увлекательный спектакль, где артисты и участники – одно лицо, где
как бы само собой происходит перевоплощение, где в результате
многократного проигрывания одних и тех же игровых упражнений (песенных и
танцевальных, силовых состязательных) происходит накопление участниками
практического опыта культурного (с социально-значимыми целевыми
установками) времяпрепровождения (В.Е. Гусев, Я.В.Чеснов). Содержание
народного праздника как проявления культурного досуга народа имитирует
жизнь, создает универсальную картину мира, вводит человека в жизнь этой
картины, заставляет его подчиниться определенным правилам игры. Поэтому
иногда народный праздник формирует поле для психологической разрядки
участников, снятия напряженности, агрессивности, разрушительности и т.п.
с помощью, например, смеховых форм деятельности участников, а иногда
сильнейшим образом заряжает души людей могучей энергией и силой
(А.С.Каргин, НА.Хренов, с. 72).

В традиционной народной культуре сложился определенный тип народного
праздника (обрядовый) и определенный набор обязательных действий
(ритуалов), создающих собой в системе своеобразную, но строгую
конструкцию. Обязательными элементами такой конструкции являются:

«зачин» праздника (яркое театрализованное зрелище – объявление о начале
торжества),

его «разгул» и «перелом» (воспроизведение участниками многочисленной
череды тех или иных праздничных обрядов, делящих каждый праздник на две
половины – «до середины» и «после нее»),

его «спад» (организованное завершение праздничного гуляния с
соответствующими каждому празднику кульминационными по содержанию
ритуалами).

Веками в традиционной народной культуре складывалась и отрабатывалась
как в содержательном, так и в организационом плане, система календарных
и бытовых праздников. Сложившиеся и сохраняющиеся на протяжении веков их
варианты считались рациональными (разумными) с точки зрения их
социальной полезности, так как в процессе участия в праздничном
действии происходило воспитание целого народа и каждого человека в
отдельности, создавалась мощная психологическая поддержка группе и
индивиду, необходимая в периоды войн, экономических или экологических
потрясений.

К «календарным» относят народные праздники весенне-летнего и
осенне-зимнего циклов, сливших воедино доисторическое и историческое
мировоззрение людей, религию язычников и христиан (кстати, практически
всякий народный праздник содержит религиозную основу). У русских это
такие праздники как: «Масленица», «Жаворонки», «Семик» или «Троица»,
«Зажинки», «Иван Купала», «Мокрины», «Осенины», «Капустник» и т. д.;
«Покров», «Рождество», и др. В разных народных календарях мы встречаем
разные названия народных праздников. Это зависит от местности, где
праздник «родился, развивался и жил» и исторической эпохи, т.е.
особенностей исторического развития речевой грамматики и языка.

Обрядовые традиции календарных народных праздников сохранили свою
воспитательную силу «по сей день» и поэтому там, где они еще
используются, почти не изменили своей содержательной и организационной
специфики в наши дни.

Бытовые же праздники, приуроченные к тем или иным достижениям
(семейно-трудовым, спортивно – тренировочным, воинским - у мужчин,
домоводства – у женщин), конечно, с развитием науки и техники,
образования и культуры приобрели иное значение («музейное»). Поэтому
если и используются теперь, то лишь фрагментарно и по конкретному
назначению (просветительскому, досуговому, воспитательному и т. д,). У
русских это, например, праздники: «Наречение пахаря», «Посвящение
подростков» - (возрастные и символико-статусные инициации), «Смотрины»,
«Кадрильные посиделки», «Девишник», «Кулачный бой» и др., впоследствии
- это праздники «Малых отечеств» (юбилеев сел, городов, дней улиц,
дворов, микрорайонов), «Народных ремесел» (гончаров, кружевниц,
игрушечников) и т.д.

Мы уже отмечали, что любой народный праздник создавался в свое время и
на века с позиции «рациональности», т. е. разумности. Иначе говоря, имел
для народа (помимо эстетического) еще и непременное практическое
значение. С одной стороны, народный праздник выполнял развлекательную
функцию, а, с другой, «вооружал» молодых - подрастающее поколение -
определенными жизненно-практическими знаниями и нравственными
убеждениями, устойчивыми положительными эмоциями (И.И. Земцовский, М.
Забылин, И. Панкеев, Л.А. Тульцева и др.).

Говоря о функционировании традиционных народных праздников в современной
жизни, следует отметить, что на сегодня это проблема, так как мы чаще
всего имеем дело ни с их настоящими (архаичными, аутентичными)
образцами, а с восстановлением отдельных деталей, порою лишь отдаленно
напоминающих свой исходный прототип (Е.Б.Плотникова). Кроме того,
проблема, потому что не всегда использование народного праздника
функционально оправдано, т. е. часто бывает нерациональным (неразумным)
– например, в образовательной практике имеет место подмена цели
организуемого по примеру народного праздника воспитательного мероприятия
настоящей цели самого этого праздника. Такое новое, но весьма
распространенное, например, в детских летних оздоровительных лагерях
явление как «Праздник березки», по утверждению специалистов, генетически
вообще не связано ни с какими весенне-летними праздниками. Форма и
содержание дают основание классифицировать этот праздник как гибридный,
смешанный, «стилизованный под старину» тип. Таким же является и
«Праздник проводов русской зимы». Скорее всего, они принадлежат к так
называемым «вторичным» формам народной культуры, возрастание роли
которых является следствием распространения культуры урбанизированной,
т.е. следствием роста значения городской культуры и снижения
актуальности культуры сельской.

С другой стороны, попытка, хоть и не без погрешностей, вернуть
праздникам их исконное ритуальное время, возродить традиционные
праздничные формы народной культуры – огромная услуга, оказываемая
истории прогрессивным человечеством, своеобразный конечно, но по истине
бесценный «подарок» поколений предыдущих поколениям последующим. Для
поколений же настоящих – это социально-значимое (ликвидирующее
дегуманизацию личности и общества) заполнение в сознании людей,
возникшего в результате бесконечных государственных реформ и перестроек
жизни, культурного вакуума, вызванного, по утверждению специалистов,
именно исчезновением из жизни наших современников элементов традиционной
народной обрядово - праздничной культуры. В этом смысле проблема
рациональной организации народного праздника становится целью изучения
специфики вопроса культурологами, педагогами, социологами и др.
специалистами.



1.2. Социальные потребности современной молодежи и культурный досуг.
Удовлетворение социальных потребностей молодежи

средствами народного праздника. Опыт и проблемы образовательных
учреждений.

Человеческая личность в большей степени явление социальное (Л.П. Буева,
Н.А. Соколова). Она обладает набором обязательных социальных качеств,
которые не являются врожденными, а возникают в результате социального и
культурного развития (Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова, И.Ю. Кулагина,
Л.М. Фридман). Развитие личности – результат сложного длительного
поступательного движения, в ходе которого изменяются ее биологические,
психологические и социальные свойства.

Во многом развитие личности зависит от воспитания и образования, от
среды, под влиянием которой личность изменяется физически, умственно и
нравственно. Важны, при этом, активность, особенности поведения,
эмоциональность, деятельность, творчество, стремление, мотивы самой
личности. С позиции факторной теории важны для развития внутренние
факторы личности – потребности, запросы и, прежде всего, потребности в
общении, деятельности, самореализации и самоутверждении (Л.П. Буева,
Д.И. Додонов). «Человек становится полноценным членом общества, проявляя
активность, саморазвиваясь и самореализуясь в нем» (А.В. Мудрик).

Удовлетворение потребности в самореализации у человека происходит в
процессе учения, труда, в семье, клубе и т.д. во время общения. Н.В.
Погорелова утверждает, что молодые люди - школьники, студенты в это
время выступают в четырех ипостасях:

как субъекты познания (реализуя активность в познании мира),

в предметно-практической деятельности (реализуя творческую активность,
направленную на доступное преобразование окружающего мира),

в общении (реализуя потребность, направленную на познание другого
субъекта и взаимодействия с ним),

в самовоспитании (реализуя творческую активность, направленную на
самопознание и преобразование себя).

Н.В. Погорелова, В.В. Засова, Л.Н. Ходунова, О.П. Савельева считают, что
активным средством удовлетворения потребности личности в самореализации
является культурно – досуговая деятельность. Участвуя в культурно
организованном досуге, личность «примеряет» себе определенные творческие
роли, пробует свои художественно-творческие таланты и, не
противопоставляя себя обществу, не нарушая границ дозволенного,
творчески самореализуется (И.Ю. Хитарова).

В современных образовательных учреждениях, экспериментальных
лабораториях и НИИ создаются специальные программы культурно - досуговой
деятельности, направленные на удовлетворение потребности молодежи в
творческой самореализации. Часто в качестве программы культурного досуга
используются народные праздники, потому что в них содержатся необходимые
для творческого развития молодых людей элементы тренинга.

В частности, народные праздники, как показал анализ их содержательной и
функциональной сторон, проведенный нами в параграфе 1, содержат такой
развивающий потенциал, который непосредственно способствует
удовлетворению потребностей участников в творческой самореализации как в
самопроверке собственных сил и в самоутверждении в коллективе
сверстников.

Участники народного праздника – взрослые и дети. По оценке специалистов
и взрослые участники народного праздника, и дети, выполняя несложные
творческие задания, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных
действий совместно (в режиме сотрудничества) удовлетворяют потребности в
общении, разумной интимности, суббординационных отношениях. Такие
отношения на празднике реализуют функцию удовлетворения потребности
участников в коллективных взаимоотношениях, «разумно снисходительны», т.
к. никто никого не осуждает за неточность выполнения заданий или за
недостаток необходимых сил, здесь не ставятся оценки, а создается поле
взаимопомощи, взаимоподдержки, разумного (сродни деловому)
взаимодействия (С.А. Токарев, С.А. Шмаков).

Стихийное спонтанное стремление «победить» на «свалке – сцеплялке», «на
кулаках», «в подножках» и реализация этого стремления у многих взрослых
и большинства мальчишек во время народного праздника удовлетворяет
потребность в проявлении интересов, самопроверке сил, самоутверждении
среди сверстников, признании собственной личности. Предоставление в
процессе народного праздника «пределов самостоятельности и трудности»
подводит участников к грани возможностей («Ребенок способен творить
чудеса и творить себя, его творческие «мускулы» растут лишь в
беспрерывной тренировке. … Побеждает в жизни тот, кто еще в детстве
научился побеждать себя, побеждать свой страх, свою лень, свою
неуверенность» (С.А.Шмаков)), (А. Андреев, Б. Горбунов). «Юноши, равно
как подростки, сходятся обычно по праздничным дням в городе на всем
известном просторном месте, так, что видеть и слышать их может множество
народу. Они созываются свистом, который служит условным знаком. Услышав
свист, они немедленно сбегаются и вступают в рукопашный бой; начинается
он на кулачках, но вскоре они бьют без разбору и с великой яростью. Этот
род состязаний установлен для того, чтобы юноши привыкли переносить
побои и терпеть какие угодно удары» (С.Герберштейн).

В народе были популярны и другие празднично-спортивные развлечения,
например взятие снежного городка, особенно распространенного на Урале и
в Сибири. Смысл этой забавы составляло противостояние партий: одна
должна была защищать городок, другая – его осаждать. Описывая эту игру
так, как она понималась в свое время в Пензенской и Симбирской
губерниях, В. Миллер замечает, что во время масленицы на реке строился
городок из снега с башнями, воротами и прорубью. Последняя нужна была
для заключительного акта купания в ней предводителя победившей партии.
Смысл игры состоял в разделении молодых парней на две партии – «конницу
осаждающую» и «пехоту защищающую». Когда городок взят, его разрушают, а
затем с песнями расходятся по домам.

Итак, игры на народном празднике (обязательный атрибут праздничного
веселья) – активное средство самовоспитания детей и удовлетворения
потребности в деятельности («Дети сами без понукания выполняют в своих
играх, досугах требования быть честным, терпеливым, настойчивым,
волевым, терпимым и т.д., иначе, они – игры, досуги – просто не
состоятся» (С.А. Шмаков)), (А.С. Каргин, Н.А. Хренов). Вовлеченные в
праздник дети, проявляют выдумку; находят в новом старое, в старом
новое; хорошо выполняют чужой замысел, но и умеют обновить идею.

Изучая вопрос о смысле народной педагогики, пронизывающей суть народных
праздников, Т.Г.Исакова в своем диссертационном исследовании показала,
что творческая деятельность детей младшего школьного возраста в процессе
участия в любом народном празднике не только обогащает личность ребенка
опытом этой деятельности, но и формирует у него духовно-ориентированную
культуру, помогает осознанию жизненных смыслов, создает атмосферу
самопознания окружающих и себя. Народная игра, например, помогает уже
младшему школьнику формировать мотив как смысл действия, учит детей
принимать мнение других, выстраивать комфортные взаимоотношения.

Повторимся, игра в народном празднике – тренинг коллективных
взаимоотношений, фактор обретения детьми смыслов коллективной жизни,
смысла своего места в ней. Главное в этом то, что игра тренирует в
коллективной деятельности интеллект, сравнить который бывает возможно
лишь по аналогии с чьим - либо другим, так как игра – создает наибольшее
заполнение детей дополнительными знаниями (которые не бывают лишними,
если сохраняют истинно народное – педагогически целесообразное и
рациональное – «лицо», а не представляют собой лишь «подделку под
народное») (там же).

Следует отметить очень важную деталь народных праздников, которая
демонстрирует предоставление возможности участникам овладеть способами
регулирования собственных эмоций, появляющихся в трудных жизненных
ситуациях, фиксировать изменения в себе, удовлетворять потребность в
самосохранении. Крылова Н.Е., Журкина А.Я. и др. называют эту
возможность возможностью саморегуляции человека, т. е. обеспечение
человеку защиты культурными способами от несправедливости жизни (с.16).

Относительно саморегуляции человека в процессе участия в
народно-праздничных гуляниях ученые отмечают: «Чтобы существовать,
человек должен не только соответствовать императивам культуры, но и
иметь возможность нарушать их, бунтовать против них, не подчиняться им.
Речь идет не о каком-то анархическом бунте или вседозволенности, не об
апофеозе хулиганства и преступности. Традиционная культура уникальна
тем, что этот «бунт» личности она подвергает контролю.
Празднично-игровая культура свидетельствует о том, что он происходит в
игровых институционализированных формах. Иначе говоря, этот протест
против культуры происходит в рамках самой культуры. На время он как бы
снимает бремя своих императивов, предоставляя человеку свободу, которой
он хотел бы располагать. Утверждая себя в сопротивлении природе,
культура, тем не менее, чтобы не омертветь и не быть машиной подавления
не только человеческих инстинктов, но и его личностных качеств,
добровольно снимает с человека сумму запретов, возвращает его к самому
себе, к природе. Этот контакт человека с природой происходит именно в
досуговых формах» (А.С.Каргин, Н.А.Хренов).

Образовательные учреждения к настоящему времени уже накопили
определенный опыт организации народных праздников как образцов культурно
- досуговой деятельности воспитанников. В общеобразовательных школах,
городских и районных центрах детского творчества регулярными стали:
празднования Нового Года с элементами традиционного Рождества,
Масленицы, Жаворонков, Осенин; Покровские ярмарки; Семейные праздники
здоровья по типу традиционных мужских игр-забав – «кулачных» боев,
«свалок-сцеплялок», боев «стенка на стенку» и др. В классах национальных
культур (которых в одном только Магнитогорске насчитывается более пяти)
– башкирские праздники Сабантуй, Карга – туй (весенний обрядовый –
«вороний» - праздник) и т.п.

Среди наиболее ярких моментов народных праздников в современной школьной
жизни – элементы возрастной и символико-статусной инициации (в
традиционной народной культуре - обрядов перехода подростков во взрослую
жизнь, сопровождаемые выполнением сложнейших заданий – демонстраций силы
и мужества, ремесленных знаний и умений, проч.), элементы массовых
состязаний в ловкости, выносливости, т.е. элементы ритуализированных
игр. Главный атрибут таких торжеств – фольклорная песня, ритуальный
танец и обрядовая игра.

Особенностью использования фольклора и народной хореографии является
акцентуация аутентичных образцов фольклора (или приближенных к
аутентичным) как образцов настоящей народной музыки, настоящей народной
хореографии - «музейных» реликвий человечества. Использование таких
вариантов народного искусства имеет не только значение собственно
культурное, социализирующее, но и значение оздоровительное,
«этнотерапевтическое», удовлетворяя потребность молодых людей в активной
творческой деятельности, в самореализации, в самовыражении и
самоутверждении.

Использование аутентичных образцов народного искусства имеет значение и
воспитательное, формирует в подрастающем поколении новую культуру –
культуру межнационального общения, так как позволяет участвовать в
праздниках не только своего народа, но и праздниках других народов,
живущих на одной территории, заставляет увидеть уникальность
национальных культур и задуматься над значением мирного сосуществования
народов.

Анализ имеющегося опыта организации народных праздников по типу
традиционных и в качестве образца культурно - досуговой деятельности
молодежи в современных образовательных учреждениях показывает, что на
сегодняшний день:

имеются разные модели культурно - досуговых объединений, специально
изучающих народную культуру и, в частности, праздничный ее аспект
(детские фольклорные объединения, кружки народной хореографии,
краеведческие объединения, др.),

наблюдается тенденция к возрождению традиционных форм культурно –
досуговой деятельности, так как человечеством вновь открыто непреходящее
социализирующее значение отдельных (в частности праздничных) форм
народной культуры,

наблюдается тенденция к возрождению традиционных форм культурно -
досуговой деятельности, так как человечеством вновь открыт
оздоровительный эффект отдельных ритуализированных форм народной
культуры, способствующих удовлетворению потребностей молодежи в
творческой самореализации, в самовыражении и самоутверждении,

народный практический опыт оценен педагогической наукой и на этой основе
созданы модели культурно – досуговых технологий по использованию в
воспитательном смысле различных проявлений народной культуры (игровая
технология, костюмированное зрелище, экспедиционно - архивное дело),

имеется опыт оценки качественного уровня понимания подрастающим
поколением роли, значения и сущности образцов народной культуры.

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
КУЛЬТУРНО_ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА НА
ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (АНАЛИЗ ОПЫТА
ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА).



2.1. Содержательное обеспечение и координационные усилия

руководителя рациональной организации культурно - досуговой

деятельности участников народного праздника.

В данном параграфе описывается опыт деятельности педагога - организатора
Орджоникидзевского центра детского творчества г. Магнитогорска по
рациональной организации культурно-досуговой деятельности (КДД) детей и
молодежи в процессе разработки и проведения народного праздника.

Так как основной целью Орджоникидзевского центра детского творчества
(ОЦДТ) г.Магнитогорска является приобщение воспитанников к
духовно-культурному опыту человечества (формирование духовной культуры)
и научение этим опытом пользоваться во благо себя и общества, находить
им применение в проектируемой в будущем или реализуемой в настоящем в
практической деятельности, то рациональной организация КДД учащихся
считается та, которая способствует возникновению у воспитанников
духовно-ориентированных нравственных, социально-значимых потребностей
(потребностей в нравственно-мотивированном творческом самовыражении и
самореализации, потребностей сближения поколений и сохранения
национальных культурных памятников).

Поэтому содержанием культурно-досуговой деятельности воспитанников ОЦДТ
г.Магнитогорска являются нравственные знания:

а) распределенные в разработанной педагогом-организатором программе
«Культурный досуг» по трем контекстным модулям ("Человек разумный",
"Человек моральный", "Человек творческий");

б) обусловленные нравственно-мотивированной деятельностью в виде участия
воспитанников в выставках экспонатов традиционного ручного труда
взрослых и детей, творческих вечерах - конкурсов традиционных народных
костюмов, подчеркивающих эстетику и ценности традиционной народной
культуры;

в) реализуемые в процессе разработки сценария и проведения
традиционного народного праздника, включающего образцы аутентичного
фольклора, архаичные формы национальных ритуалов и обрядов (Кузьминки,
Покров день, Масленица, Жаворонки, Радоница, Духов день и др.).

Нравственные знания воспитанников, формируемые в ОЦДТ, предполагают
определение совокупности духовных ценностей жизни, роли и места каждой
личности в социуме, значения социальной активности этой личности. Работа
педагога-организатора КДД по формированию этих знаний рассчитана на
выработку нравственных потребностей у воспитанников в процессе овладения
нравственными знаниями.

Нравственные потребности современной молодежи, в том числе у
воспитанников ОЦДТ, характеризуются рядом отличительных особенностей в
сравнении с нравственными потребностями предыдущих поколений. Прежде
всего, в усилении роли первичных (по А.Маслоу) потребностей (в выживании
и безопасности). Это связано с тем, что в современном общественном
сознании принципы коллективизма уступили место концепциям идеализации
отдельной личности, отдельной культуры. Формирование же во время
проведения народного праздника вновь коллективности как важнейшего
социального качества, возведение в культ коллективных ценностей
способствует возвращению "народу его народной сущности", формированию у
подрастающего поколения потребностей к единению, именно массовому
противостоянию Злу и именно массовому поддержанию Добра.

Нравственные знания как содержательная база КДД молодежи в ОЦДТ г.
Магнитогорска нацелены на формирование в детях активно-деятельностной
позиции, стремления к содержательному наполнению свободного времени в
соответствии с социально-значимыми представлениями о культуре.
Показательной кульминацией народных праздников, организуемых педагогом
специально с этой целью является проживание множества самых разных
коллективно-деятельностных моментов. На таком празднике каждый из
участников проживает:

а) духовную общность со своими друзьями, педагогами, родителями (и это
отвечает цели формирования нравственно окрашенных
коллективистско-деятельностных потребностей у воспитанников,
потребностей общения с представителями разных поколений);

б) удовлетворение от качества реализации собственных творческих
способностей, от результатов ненапрасных подготовительных к празднику
усилий (это отвечает цели формирования активной творчески-деятельностной
позиции, самоутверждению детей в творчестве, потребности привносить
вклад в культурные ценности человечества).

И, наконец, нравственные знания как содержательная база КДД
воспитанников в ОЦДТ г. Магнитогорска являются средством их первичного
предметно-профильного самоопределения, т.к. формируют мотивацию поиска в
ситуациях примерения школьниками на себя определенных взрослых ролей.
Так как народный праздник требует длительной и тщательной подготовки:
обучения воспитанников составлению сценария культурно-досугового
мероприятия, созданию комплекта соответствующих реквизитных материалов,
разработке решений тех или иных обыгрываемых в мероприятии образов в
гриме, подбору соответствующей тематике мероприятия музыки и т.д., то
происходит формирование первичных педагогических умений. Так как
народный праздник целиком построен на уважительном отношении к старине и
культурных ценностях предыдущих поколений, то создает ту самую цепь
преемственности поколений, которая формируется лишь практически в
реальных делах, а не по учебникам и красочным журналам. Иначе говоря,
участие в народных праздниках воспитанников ОЦДТ связано с появлением у
них определенных практических умений, классифицируемых как предметные,
профильные (предметно-профильные) и первичные профессиональные.

В опыте работы педагога-организатора ОЦДТ г. Магнитогорска содержится
определенный арсенал критериев (критериальный аппарат) оценки
сформированности нравственных знаний школьников, полученных в результате
рациональной организации КДД в целом и, в частности, полученных в
результате участия в народных праздниках (когнитивно-психологический
нравственный и практический критерии). Фрагментарное содержание
критериев см. в таблице.

Фрагментарное содержание нравственных знаний школьников, формируемых в
процессе участия в народных праздниках в ОЦДТ

г. Магнитогорска

Наименование

Критерия Фрагментарное

Содержание критерия Фрагменты анкетных

Данных

(дети 12-16 лет)



Когнитивно-психологический

Нравственный а) знаю, что Я-личность

б) знаю, что Я-личность одаренная

в) знаю, что Я и мои способности могут быть полезны моему народу а) мне
кажется ..., я думаю ..., по моему..., я с вами не согласна, потому что
...

б) у меня хорошо получается петь, ...

в) моим друзьям и родителям нравится как я пою народные песни



Практический а) знаю о социальном и нравственном значении народного
праздника, могу оценить с этой точки зрения его составные элементы б)
знаю о важности выполнения каждого творческого действия во время
народного праздника на высоком исполнительском уровне, умею оценить
качество исполнителя

в) умею грамотно исполнять народные песни, народные танцы, умею
отгадывать загадки, изготовить элементы костюма к народному празднику
а) досуг – это дело серьезное, в нем принимают участие умные и добрые
люди, это ни какая-нибудь нехорошая компания в подвале или на крыше

б) артисты выступают лучше, но я тоже стараюсь, чтобы всем понравилось

в) культурный отдых это когда отдыхающий не вредит природе, не
навязывает свое творчество другим, а занимается этим сам, старается,
чтобы получалось красиво и приятно, а если попросят, то подарит
выученную песню или изготовленный сувенир



Результаты анкетирования детей на предмет наличия тех или иных сведений
о себе, своем месте в обществе, о полезных обществу способностях
(когнитивно-психологический нравственный критерий) показывают, что
целенаправленная и последовательная работа, проводимая с целью
формирования у воспитанников нравственных (социально-значимых, духовно и
личностно-ориентированных) знаний в процессе реализации, например,
народных праздников не только актуальна, но и дает определенный этих
знаний рост (динамику). Это, в свою очередь, позволяет судить об
организации КДД, осуществляемой педагогом-организатором ОЦДТ, как об
организации рациональной.

Результаты реализации названной программы показывают, что за год выросло
число детей, нравственные знания которых, полученные в процессе участия
в народных праздниках, оцениваются на высоком уровне. Определяется это
набором знаний воспитанников о том, какую роль выполняет в обществе
стремление каждого человека через самые разные виды деятельности, в том
числе через творческую, быть полезным народу, школе, семье и природе; о
смысле понятий "активная жизненная позиция", "общественная активность",
"гражданская активность"; о долге перед потомками в сохранении и
приумножении культурных богатств человечества.

Значительно увеличилось количество детей, нравственные знания которых в
процессе участия в народных праздниках достигли среднего уровня.
Воспитанники знают о наличии в общественной жизни нравственных
ценностей; знают пословицы и поговорки о национальном этикете; знают,
что художественное творчество, искусство бывают нравственными и
безнравственными, народными и антинародными.

Существенно сократилось число детей, нравственные знания которых в
процессе участия в народных праздниках находились на низком уровне (не
знают или знают «едва» о нравственности как категории общественной
жизни; не знают о том, какие поступки, дела, песни, стихи можно назвать
безнравственными, антинародными; не знают о том, в чем общественная
ценность творческой деятельности, народных творческих традиций).

Результаты отдельных творческих действий воспитанников и выступлений в
процессе участия в народных праздниках на заключительном этапе анализа
показывают динамику творческих достижений детей (проявления
самореализации в творчестве и отдельных практических умений):
увеличилось количество «с удовольствием» и на высоком качественном
уровне исполняющих народные песни, народные танцы, пословицы и
праздничные приговорки; детей, «владеющих» основами изготовления
народного костюма, создания маски, соответствующей тому или иному
праздничному образу и т.д.

Теперь представим результаты работы педагога-организатора по
формированию у воспитанников нравственных знаний и практических умений,
как показателей сформированности нравственных знаний, в процессе участия
в народных праздниках (см. таблицу далее на с. 28).

Анкетирование детей, посещавших городской лагерь, (организуемый ОЦДТ
г.Магнитогорска) и участвовавших в народных праздниках летнего цикла
народного календаря (Семик, Иван Купала, Мокрины, Спас) показывает, что
у детей в процессе участия в народных праздниках возникают такие новые
потребности детей как: "поучаствовать в других праздниках народного
календаря" - 21, 2 % всех детей, "устроить фольклорно-этнографическую
экспедицию в прилежащей к лагерю деревне" - 48,7%, "перенестись во
времени в прошлое с переодеваниями и повторением исторических событий
Древней Руси" - 24,3% (отряды детей, в которых пе дагоги занимались
формированием нравственных знаний наряду с развитием творческих умений в
процессе организации отдельных народных праздников и устроения жизни
отряда по народному календарю).

Динамика нравственных знаний и практических умений школьников,
приобретаемых в процессе участия в народных праздниках в ОЦДТ г.
Магнитогорска (в %)

Критерии

Уровни



Низкий Средний высокий

Когнитивно-психологический

Нравственный

87

10

3

Практический 92 8 -

Когнитивно-

Психологический

Нравственный

6

79

15

Практический 17 63 20



Поскольку формируемые в процессе организации народных праздников
нравственные знания способствовали возникновению у воспитанников не
только нравственных потребностей, но и потребностей в профессиональном
определении - это показывает практика, так как часть детей изъявила
желание в будущем заниматься историей, этнографией, фольклорным
творчеством и педагогикой - то можно вновь сказать: «Такая организация
КДД – рациональна».

Иначе говоря, рациональна она потому, что

- способствует стремлению к удовлетворению других потребностей, не
противоречащих, а, напротив, сопровождающих потребности детства
(потребности в новых впечатлениях, в самовыражении, самоутверждении,
самореализации);

- способствует успешному апробированию детьми отдельных
профессионально-ориентированных и социально-значимых ролей (роли
педагога, гримера, декоратора, артиста, этнографа, историка,
фольклориста и др.).

Итак, организация организация народного праздника в учреждении
дополнительного образования рациональна, если педагог-организатор в ней
содержательно опирается на нравственный смысл бытия, смысл коллективных
взаимоотношений, если нравственная основа этой деятельности как
деятельности социально-значимой освоена воспитанниками за годы обучения.


С другой стороны, организация народного праздника рациональна, если силы
участников грамотно скоординированы.

Выполняя необходимые процедуры по координации всех задействованных в
народном празднике сил, педагог-организатор ОЦДТ г. Магнитогорска
опирается на основные положения общей науки об управлении в образовании:
работы Ю.А.Конаржевского, В.С.Лазарева, М.М.Поташника, Г.Н.Серикова.
Кроме того, он опирается на основные положения работ Д.М.Генкина,
Л.Г.Нещерет, С.А.Шмакова об управлении деятельностью детей в
культурно-досуговом мероприятии.

Для создания наиболее целостного представления о совокупности
выполняемых педагогом-организатором ОЦДТ функций по организациии
народного праздника, об организуемых и контролируемых им в процессе
организации народного праздника сферах и лицах, об ожидаемом результате
организации народного праздника, самим педагогом была разработана
соответствующая модель. В данном параграфе модель деятельности
педагога-организатора УДО по рациональной организации народного
праздника представлена ниже схематично, в виде схемы – «органиграммы».

Схема «Модель деятельности педагога-организатора ОЦДТ г. Магнитогорска
по организации народного праздника» содержит перечисление основных
контролируемых (координируемых) в этом процессе объектов (сфер
деятельности), перечисление выполняемых им в этом процессе основных
функций и констатацию достигаемого результата.

Раскрывая смысл приведения к общему руководству перечисленных элементов
схемы, отметим, что рациональность (эффективность, успешность)
реализации народного праздника напрямую от этого приведения зависит.

Модель деятельности

педагога-организатора ОЦДТ г. Магнитогорска

по организации народного праздника



педагог-организатор координируемая сфера деятельности

в организации народного
праздника





воспитанники педагоги,
работаю- внешние


щие в комплексной разовые


программе художест- участники,


венного развития де- не работаю-


тей, родители воспи- щие в УДО


танников; педагоги, (администр.


реализующие досу- школ, райо-


говую программу нов и др.)


распределительная, объединяющая

функции управленч. усилия
специалистов разных про-

координир.
филей, нахождение путей сотрудни-


чества, вовлечение в праздник разо


вых участников




- осознанное
воспроизведение воспитанниками твор-

ческих актов
(самореализация детей в творчестве)

- достаточно
выраженная проявленность интереса

результат воспитанников к педагогическому
труду (профес-


сиональное
самоопределение)

- адекватное
восприятие взрослыми творчества детей

Можно сделать очередной вывод:

- рациональная организация народного праздника в УДО зависит от умения
педагога-организатора принципиально координировать усилия всех
участников.

Координация усилий участников народного праздника в УДО как и любая
координация массовых досуговых дел принципиально обусловлена.

В качестве исходных принципов деятельности педагога-организатора ОЦДТ
выступают:

1. Принцип передачи всем участникам народного праздника психического
настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, путем
непосредственного контакта между общающимися людьми.

2. Принцип дополнительности и взаимодействия, комплексности и синтеза
деятельности принимающих участие в народном празднике разовых и
постоянных кадров.

3. Принцип постепенного и последовательного распределения
подготовительных мероприятий в организации народного праздника.

Практика работы педагога-организатора ОЦДТ г.Магнитогорска показывает,
что умелое, грамотное координирование действий помощников
педагога-организатора влияет на повышение уровня нравственных знаний
воспитанников, на повышение уровня детского самовыражения. При умелом
грамотном координировании действий всех участников народного праздника у
воспитанников повышается к таким видам деятельности новый интерес и
более устойчивое желание.

Для оценки интереса и желания воспитанников ОЦДТ - участников народного
праздника заниматься творческой деятельностью, педагогом-организатором
было разработано содержание мотивационного и
мотивационно-деятельностного критерия.

Анализ формируемых в процессе организации народных праздников в ОЦДТ
г.Магнитогорска показывает, что на фоне эффективной координа-

Фрагментарное содержание критериев оценки интереса воспитанников ОЦДТ к
творческой деятельности и желания овладевать в будущем близкой к
творческой деятельности педагогической профессией в процессе участия в
народных праздниках

Наименование

Критерия Фрагментарное

Содержание критерия Фрагменты анкетных

Данных

(дети 12 – 16 лет)



Мотивационный

Коммуникативный интерес.

Предметный интерес.

Интерес к педагогич. деят. а) мне нравится общаться с разными людьми

б) хочу заниматься изучением народных традиций

в) хочу быть педагогом



Мотивационно-

Деятельностный

а) желание самореализоваться в творчестве

б) желание создавать художественное произведение, приумножающее культуру
моего народа

в) желание в будущем овладеть искусством исполнять народные песни,
народные танцы, др. а) хочу и могу творить, мне очень нравится
исполнять народные песни, я получаю удовльствие от изготовления
народного костюма для себя

б) интересуюсь творчеством предыдущих поколений моего народа

в) хочу научиться исполнять произведения народного творчества на высоком
качественном уровне



ции педагогом-организатором всех усилий по вовлечению в "дело"
максимального количества необходимых участников происходят изменения в
интересе детей к творческой деятельности, желании научиться выполнять
творческие задания на высоком качественном уровне, происходят изменения
в способностях и желании детей самовыразиться, в устойчивом интересе к
педагогической деятельности и сохранению национальных культурных
ценностей.

Рассмотрим цифровые данные этих изменений (динамики творческих интересов
школьников, стремления к овладению профессиональными умениями),
представленные в таблице.

Динамика творческих интересов, стремления к овладению элементарными
умениями педагогической профессии воспитанников ОЦДТ, повышающихся в
процессе участия в народных праздниках (в %)

Критерии

Уровни



Низкий Средний высокий



Мотивационный

25

73

2



Мотивационно-

Деятельностный



37

63

-



-

68

32

Мотивационный

3

68

29



2.2 Программное и методическое обеспечение рациональной

организации культурно - досуговой деятельности участников

народного праздника.

В предыдущем параграфе мы отмечали, что рациональной организация
культурно-досуговой деятельности участников народного праздника в
учреждении дополнительного образования считается лишь тогда, когда она в
том числе программно и методически обеспечена.

Обозначим теперь подробнее, что же составляет основу программного и
методического обеспечения культурно-досуговой деятельности участников
народного праздника, проанализировав опыт педагога ОЦДТ г.
Магнитогорска.

С одной стороны, это комплексная двухгодичная программа "Педагогическая
мастерская" для детей 12 - 16 лет, разработанная под руководством
педагога-организатора ОЦДТ коллективом педагогов. С другой стороны, это
программа «Культурный досуг», раскрывающая особенности рациональной
организации бесконечной череды самых разных праздников, в том числе
народных.

И "Педагогическая мастерская" и «Культурный досуг» изначально были
разработаны с целью вовлечения как можно большего числа школьников
разных возрастов в творческую деятельность ради формирования у них:

1. Основ духовной нравственно-ориентированной культуры и сознательно
уважительного отношения к ценностям народного творчества.

2. Способности самовыразиться, самореализоваться и самоутвердиться в
творчестве.

3. Практических умений, условно называемых нами как первичных
профессиональных педагогических (умения общаться, понимать язык другого
человека, понимать язык чувств, эмоций, дела; умения воспитывать в себе
самом самостоятельность, умение содержательно, полезно для себя и других
наполнить свободное время) и представлений о значении в жизни явления
"социальное самоопределение".

Комплексная программа "Педагогическая мастерская" поэтому включает в
себя:

- педагогический (профильно-ориентирующий) класс;

- оформительский класс (класс декоративно-прикладного искусства);

- сценический (танцевальный) класс и актерское мастерство.

Целью комплексной программы "Педагогическая мастерская" является
воспитание общественно-активной, творческой и
нравственно-ориентированной личности, способной приумножать общественную
культуру. Воспитанию такой личности способствуют следующие мероприятия:

- разработка и проведение для воспитанников культурно-досуговых
программ, в том числе народных праздников;

- разработка и проведение выездных конкурсов-мероприятий в загородных
лагерях, праздников летнего цикла народного календаря;

- создание элементов декораций, сценических костюмов, грима, причесок и
проч.

С этой целью педагоги комплексной программы "Педагогическая мастерская"
предлагают воспитанникам: а) обучение изготовлению различных поделок в
технике бумажной пластики с элементами народных традиций изготовления
игрушек, б) обучение изготовлению сувениров и поделок из разных
материалов (коробок, проволоки, ниток, природного материала, фольги и
др.), в) обучение праздничному убранству сцены и интерьера, г) обучение
созданию художественного образа (гримерному искусству, искусству
«наряжаться» и т.п.). Поэтому учебные занятия в комплексной программе
«Педагогическая мастерская» - это своеобразные «ателье»,
«парикмахерские», «мастерские изобразительного искусства», «римерные
мастер-классы» по типу традиционных народных «избяных посиделок».

Воспитанники "Педагогической мастерской" - активные участники
культурно-досуговых дел, организуемых во время проигрывания народного
праздника совместно с другими воспитанниками ОЦДТ (обучаемых по другим
программам). В результате подготовки таких дел, воспитанники
«Педагогической мастерской», как показывает практика, приобретают опыт
профессиональной педагогической деятельности (в процессе составления
сценариев, вовлечения других детей в творчество, анализа попутных
достижений и неудач). Среди подготовленных воспитанниками и исполненных
совместно с педагогом-организатором сценариев: «Праздник свистулек» (для
гимназистов), «Масленица» (уличное представление), «Радоница», «Духов
день».

Методическая основа реализации комплексной образовательной программы
«Педагогическая мастерская» и совокупности народных праздников -
массовых зрелищ опирается на ведущий метод обучения школьников в системе
дополнительного образования - игру. Игра - главный атрибут любого
народного праздника (народная игра), она же - постоянная спутница
учебных занятий в ОЦДТ.

Народная игра концентрирует внимание детей на социальном значении
происходящего, высвечивая в нем социально-культурную и нравственную
ценность. Она создает условия для проявления чувства товарищества,
чувства своей группы, где попутно происходит осознание каждым из
участников и своей индивидуальности. "Играть - значит освобождаться от
препятствий, чинимых действительностью, стоять над вещами, распоряжаться
ими по своему усмотрению, царствовать, быть господином, быть
свободным..." (Я.Л.Морено).

В игре на учебном занятии (по программе "Педагогическая мастерская")
происходит:

- сообщение готовых знаний в вербальном, репродуктивном изложении;

- обучение по образцу, по прямой и символической аналогии;

- аналитическая и рефлескивная работа (решение творческой задачи,
коллективный анализ).

Игра на учебном занятии (по программе "Педагогическая мастерская"):
деловая, имитационная, операцинальная, ролевая, социодрама.

Однако, комплексная образовательная программа «Педагогическая
мастерская» - лишь один из примеров такой организации учебных занятий в
ОЦДТ, где осуществляется активно-деятельностная, творческая и
нравственно-ориентированная культурно-досуговая деятельность
воспитанников.

Другим, не менее ярким примером организации культурно-досуговой
деятельности воспитанников ОЦДТ, где также происходит формирование в
личности, творческой индивидуальности, нравственного и первичного
профессионально-практического опыта, является программа «Культурный
досуг».

Основа программы – народный праздник. Праздников в году – 12. У каждого
из них свое "лицо", своя идея, своя идеология. Но всегда это –
содержательно наполненное, коллективное и творческое дело.

Культура народного праздника, как известно, слагается из культуры слова,
культуры движения, культуры музыкального звука, культуры моды, костюма,
этикета, обычая (М.Бахтин). "Праздник - объективно свободная
жизнедеятельность, протекающая в чувственно обозримых границах места и
времени, посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно"
(А.Мазаев). Поэтому его организация – дело совокупное и тонкое.

В организации детского народного праздника в ОЦДТ г. Магнитогорска по
программе «Культурный досуг» используются общеметодические подходы:
стадийная этапная подготовка, наглядное оформление. Стадиями подготовки
детского народного праздника в ОЦДТ являются:

- стадия предварительной подготовки (самоподготовка
педагога-организатора, вовлечение необходимых кадров, создание
совета-дела, подборка необходимых средств);

- стадия разработки сценария народного праздника с включением
необходимых традиций;

- стадия проведения народного праздника;

- стадия коллективного подведения итогов проведения народного праздника.

Организация детских народных праздников в ОЦДТ г. Магнитогорска по
программе «Культурный досуг» опирается на методики: организации
конкурсных программ (С.П.Афанасьев); проведения творческих конкурсов
(С.П.Афанасьев); организации интеллектуально-познавательных игр
(С.П.Афанасьев); организации ситуационно-ролевой игры (Б.В.Куприянов).

Подводя итоги сказанному во 2 параграфе в целом, отметим, что
программное и методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности
участников народного праздника в учреждении дополнительного образования
- необходимое педагогическое условие успешности, эффективности,
рациональности организации этой деятельности. Стихийность же,
бессистемность, отсутствие логики и целенаправленности в организации КДД
участников народного праздника способны нанести организации и самим
детям такой вред какой они наносят любой другой образовательной
деятельности.

Этим подтверждается еще один из тезисов нашей гипотезы: организация
культурно-досуговой деятельности участников народного праздника в УДО
рациональна, если она программно и методически обеспечена:

Заключение

В целом проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и
позволило сделать следующие основные выводы.

Рациональная организация культурно-досуговой деятельности участников
народного праздника в учреждении дополнительного образования -
актуальная культурологическая проблема, получившая обоснование в
научно-теоретических источниках различных наук: общей и досуговой
педагогики, общей психологии и психологии личности - групп - масс,
социологии, социальной педагогики, философии, культурологии.

Культурно-досуговая деятельность участников народного праздника в
учреждении дополнительного образования - не просто сфера свободного
времени детей и молодежи, это сфера содержательного наполнения их
свободного времени.

Организация культурно-досуговой деятельности участников народного
праздника рациональна, если обеспечивает достижение цели самореализации
детей в творчестве и их социального самоопределения. Иначе говоря,
способствует успешности удовлетворения потребностей детей во
впечатлениях, самовыражении, самоутверждении, формирует у них первичные
осознанные практические умения и способствует успешности протекания
процесса выбора детьми будущей профессии.

Рациональная организация культурно-досуговой деятельности участников
народного праздника наиболее успешна в учреждении дополнительного
образования, так как:

а) педагог-организатор УДО имеет свободу выбора направлений и средств
организуемой деятельности детей;

б) педагог-организатор УДО в своей деятельности особо нестеснен ни
временными, ни территориальными рамками;

в) педагог-организатор УДО выполняет заказ социума, в частности на
обучение подрастающее поколение социально-значимому содержательному
заполнению своего свободного времени, подготовку этого поколения к
социальному самоопределению, созданию условий для сближения поколений и
преодоления отчуждения между ними.

Педагогическими условиями рациональной организации культурно-досуговой
деятельности участников народного праздника в учреждении дополнительного
образования являются:

- содержательное обеспечение в виде разработанных наборов
социально-значимых знаний и умений воспитанников, приобретаемых детьми в
процессе участия в народном празднике, нравственно-культурной
наполненности этих знаний и умений;

- программное и методическое обеспечение в виде а) непосредственных
программ народных праздников (досуговых программ) и б) комплексных
образовательных программ, опосредованно связанных с участием детей в
народных праздниках, направленных на приобретение воспитанниками
отдельных творческих умений, в том числе не ради непосредственной
реализации их в культурно-досуговой деятельности, а, например, для
подготовки к реализации в будущей профессиональной деятельности; в) в
виде научно-обоснованного и экспериментально проверенного арсенала
методических средств реализации программы культурно-досуговой
деятельности участников народного праздника.

Организация культурно-досуговой деятельности участников народного
праздника в УДО рациональна, если опирается на комплекс разработанных
педагогических условий, если направлена на самореализацию детей в
творчестве, социальное их самоопределение и преодоление отчуждения между
поколениями, сохранения и приумножения памятников традиционного
народного творчества.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1996.

2. Арнольдов А.И. Национальные культуры: современное видение.
Историческое единство человечества и союз национальных культур
//Введение в культурологию. – М., 1993.

3. Берн Э. Процедуры и ритуалы. Времяпрепровождения. Игры //Игры, в
которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб., 1996.

4. Блинов Г.П. Роль национальных обычаев и традиций в сознательной
регуляции поведения. – М., 1989.

5. Бочарова В.Г., Плоткин М.М. Школьник в микрорайоне. - М., 1986.

6. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. - М., 1982.

7. Волков И.П. Учим творчеству //Педагогический поиск. - М., 1987. - С.
109 - 115.

8. Воспитание учащихся по месту жительства. - М., 1987.

9. Воспитательный потенциал системы дополнительного образования детей в
современном социокультурном контексте: Материалы Российской
научно-практической конференции. - Оренбург, 2000.

10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,
1967.

11. Детский праздник в школе, лагере, дома: Подсказки организаторам
досуговой деятельности /Приложение к журналу "Проблемы школьного
воспитания". Сост. Л.Г.Нещерет. - Н.Новгород, 1998.

12. Дополнительное образование детей - фактор развития творческой
личности: Тезисы и материалы Всероссийской науч.-практич. конференции
"Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях
дополнительного образования детей". - СПб., 1998.

13. Ерзунов В.И. и др. Клуб для подростка. - М., 1986.

14. Жернов В.И. Народная педагогика – наставница жизни. – Магнитогорск,
1998.

15. Живая старина. Журнал о русском фольклоре. – М., 1993.

16. Журкина А.Я. Особенности самореализации дезадаптивных подростков в
труде (продуктивной деятельности). - М., 1998.

17. Земцовский И. Поэзия крестьянских праздников. – Л., 1995.

18. Игры - обучение, тренинг, досуг /Под ред. В.В. Петрусинского. - М.,
1994.

19. Исакова Т.Г. Формирование духовной культуры младшего школьника во
взаимодействии общего и дополнительного образования: дисс. Канд. Пед.
наук. – Магнитогорск, 2000.

20. Каргин А.С., Хренов Н.А. Функциональный аспект досуга в истории
цивилизации. - М., 1993.

21. Кон И.С. В поисках себя. - М., 1984.

22. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988.

23. Кушнир А. Природосообразность и народная педагогика //Народное
образование. – 1990. - № 1 – 2. – С. 86 – 90.

24. Марченкова В.А. Использование фольклора в воспитании милосердия у
детей: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Орел,
1998. – С. 69.

25. Мид М Культура и мир детства. - М., 1988.

26 Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 2000.

27. Никитин Б.Н. Ступеньки творчества и развивающие игры. - М., 1989.

28. Николаев А.В. Реализация социально-педагогического потенциала досуга
в центрах детского и юношеского творчества: Автореф. дис. канд. пед.
наук. - СПб., 1996.

29. Николаев А.В. Социальное воспитание детей и подростков в сфере
досуга //Бюллетень программно-методических материалов для учреждений
дополнительного образования детей (региональный опыт) №4, 2001. - С. 6 –
9.

30. Орлова А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания
//Советская педагогика. – 1989. - № 7. – С. 106 – 111.

31. Организация и методика художественно-массовой работы /Д.М.Генкин и
др.; Под ред. Д.М.Генкина. - М., 1987.

32. Панкеев И. Русские праздники. – М., 1998.

33. Педагогика сотворчества. Обновление содержания и организации
педагогического процесса в учреждении дополнительного образования

Под общей редакцией С.Ю.Степанова. - Петрозаводск, 1995.

34. Погорелова Н.В. Досуговая квалификация подростка //Социальный
педагог: Подготовка и деятельность. Сб. статей ЧГИИК. - Челябинск, 1994.

35. Погорелова Н.В. Методическое обеспечение культурно-досуговой
деятельности детей и подростков в условиях городского района
//Культурно-досуговая деятельность: Методология и методика. Межвуз. сб.
науч. тр. ЧГИИК. - Челябинск, 1993.

36. Погорелова Н.В. Особенности и организация досуга детей и подростков
в условиях городского района //Город и культура. Коллективная
монография. ЧГИИК. - Челябинск, 1993.

37. Погорелова Н.В. Полифункциональное досуговое объединение как фактор
развития творческой активности старших подростков: Автореферат дис.
канд. пед. наук. - Оренбург, 2000.

38. Пономарев В.Д. Игровая технология праздничного досуга. - Кемерово,
1995.

39. Сальцева С.В. Социально-педагогические условия организации
внеучебной деятельности школьников: Методическое пособие. – Москва,
1998.

40. Сахаров И.П. Народные праздники и обычаи. – М., 1991.

41. Симонов П.В. Эмоции и воспитание: (Вопросы воспитания в свете
информационной теории эмоций) //Вопросы философии. – 1981. - № 5. – С.
48.

42. Хитарова И.Ю. Формирование нравственных потребностей
старшеклассников средствами культурно-досуговой деятельности:
Автореферат дис. Канд. Пед. Наук. – Оренбург, 2000.

43. Шамина Л.В. Музыкальный фольклор и дети. – М., 1992.

44. Ялалов Ф.Г. Национально-региональный компонент образования:
этнометодологический подход //Начальная школа. – 2000. - № 2. – С. 93 –
95.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011