Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная
рефератыЕстествознание
рефератыУголовное право уголовный процесс
рефератыТрудовое право
рефератыЖурналистика
рефератыХимия
рефератыГеография
рефератыИностранные языки
рефератыРазное
рефератыИностранные языки
рефератыКибернетика
рефератыКоммуникации и связь
рефератыОккультизм и уфология
рефератыПолиграфия
рефератыРиторика
рефератыТеплотехника
рефератыТехнология
рефератыТовароведение
рефератыАрхитектура
рефератыАстрология
рефератыАстрономия
рефератыЭргономика
рефератыКультурология
рефератыЛитература языковедение
рефератыМаркетинг товароведение реклама
рефератыКраеведение и этнография
рефератыКулинария и продукты питания
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Регионально-экономическая политика РФ и её реализация в Самарской области - (реферат)

Регионально-экономическая политика РФ и её реализация в Самарской области - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Университет коммерции и права
    (на Таганке)
    Институт коммерции и права
    Тольяттинский филиал
    “Экономическая география и регионоведение”

Тема: Регионально-экономическая политика РФ и её реализация в Самарской области.

    Выполнила: студентка
    группы э202
    Уколова У. А.
    проверил: преподаватель
    Огнев А. О.
    ТОЛЬЯТТИ , 2002
    П Л А Н:
    1. Введение.

2. Реализация регионально – экономической политики в Самарской области. 3. Макроэкономические условия развития экономики Самарской области на 2001-2002 годы.

    4. Концепция региональной политики.

5. Государственное регулирование и селективная поддержка регионального развития.

    6. Заключение.
    7. Список использованной литературы.
    Введение

Обретение Россиейсуверенитета и своей государственности произошло на фоне тяжёлого экономического кризиса, в котором оказалась наша страна в 1990-х годов. Россия выбрала новый путь своего развития: началось практически с нуля, с постепенной ломкой изжившей себя советской системы, с введением практически новых, для страны различных демократических формаций и институтов.

Одним из таких очень важных нововведений стали принципы федерализма (которые, правда были провозглашены ещё на советском этапе истории страны, в 1918г. ,- что отразились в названии РСФСР, - но они так и остались только на бумаге и практического развития не получили). Только после распада СССР федеративные отношения стали основой государственного устройства молодого российского государства.

Прошедшие 6 лет показали, что федерация -единственно возможная на данном этапе истории форма существования такого огромного и много национального государства как Россия. Но единство и будущее процветание страны могут быть обеспечены только такой формой отношений между федеральным центром и субъектами федерации, которая учитывает как интересы отдельных регионов, так и всего государства в целом. Именно это и призвана обеспечить региональная политика, которая в современной России приобрела чрезвычайно важное значение, стала ведущей в развитии нашего государства.

Мой интерес к этой теме, кроме всего вышеизложенного, объясняется ещё и тем, что я– не Москвичка. Моя малая родина –Самарская область, и мне интересно, как осуществляется взаимодействие между федеральными и субъфедеральными органами государственной власти, как это влияет на развитие отдельных регионов и всей Российской Федерации в целом.

Реализация регионально – экономической политики в Самарской области. Программа социально-экономического развития Самарской области на 2002-2003 годы (далее - Программа) ориентирована на определение и формирование стратегических направлений развития области на период 1999-2001 годы.

Учитывая среднесрочный характер Программы, именно на нее ложится задача преодоления кризисного состояния и перехода к устойчивому развитию экономики области.

При разработке Программы учитывалось, что несмотря на то, что Самарская область занимает ведущее положение среди регионов России, основные параметры экономической среды, в которой ей приходится функционировать, задаются и во многом зависят от экономической политики федерального центра. Исходя из вышесказанного и на основе проведенного анализа итогов социально-экономического развития области за последние годы, сформулированы наиболее важные цели на период до 2001 года:

    достижение финансовой устойчивости экономики области;

принципиальное улучшение экономической среды, способствующее привлечению значительных частных инвестиций;

повышение эффективности и конкурентоспособности предприятий на основе структурных преобразований;

    повышение уровня жизни и занятости населения.

Для достижения этих целей необходимо сосредоточить усилия на решении следующих задач:

сохранение и развитие инновационного типа развития региона, поддержка предприятий и отраслей, производящих товары и услуги с высокой эластичностью по доходу и высоким ростом по производительности, обеспечение необходимых условий для создания современных конкурентоспособных производств;

обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в производстве. Повышение на этой основе эффективности работы предприятий и конкурентоспособности выпускаемой продукции;

проведение глубоких институциональных изменений в области. Поддержка института частной собственности и обеспечение безопасности предпринимательства; проведение налоговой политики, стимулирующей увеличение объемов производства продукции и экспорта, создание благоприятного климата в области для привлечения инвестиций;

совершенствование и развитие системы управления государственной собственностью в акционерных обществах, осуществление государственного контроля за их деятельностью;

ликвидация неплатежей, упорядочение и экономия государственных расходов; оказание адресной социальной защиты малообеспеченным гражданам; регулирование трудовых отношений, усиление правовой защищенности граждан и организаций в сфере экономики.

Реализация в полной мере этих задач позволит создать более благоприятные макроэкономические условия для развития области.

    Макроэкономические условия развития
    экономики Самарской области
    на 2001-2002 годы

сформировавшихся в последние годы и проявившихся в 2000 году общих макроэкономических факторов и необходимостью решения проблем регионального уровня.

В экономике региона остро ощущается недостаток стимулов экономического роста и увеличения эффективности использования природно-ресурсного и производственного потенциала, рационализации размещения производительных сил, реструктуризации экономики. Осуществляемая в Российской Федерации экономическая политика имеет фискальную направленность и не создает для предприятий стимулов и условий для развития производства.

Основными общеэкономическими проблемами, сдерживающими развитие региона, являются:

острый финансовый кризис, снижение мировых цен на сырьевые составляющие российского экспорта;

    нарастание бюджетного дефицита;
    кризис платежей;

ослабление роли государства в регулировании экономического развития; несовершенство законодательной базы;

сложность налоговой системы, большая налоговая нагрузка на предприятия; отсутствие реального бюджетно-налогового федерализма.

Региональные проблемы в определенной степени обусловлены общеэкономическим кризисом; к их числу относятся:

структурная несбалансированность секторов экономики области; разрыв между располагаемым производственным потенциалом области и ограниченным спросом на производимую продукцию;

обострение проблемы сбыта из-за высокой стоимости продукции полной технологической готовности;

низкая загрузка производственного, научно-технического и трудового потенциала; высокая ресурсоемкость производственного сектора;

    высокая инвестиционная потребность;

отсутствие у предприятий и организаций собственных оборотных средств для оживления производства при высоких ставках банковских кредитов. Негативное влияние на социально-экономическое развитие области в прогнозируемом периоде окажет рост инфляции и цен предприятий-производителей. По оценке специалистов, если инфляция превышает 40% в среднем за год, то прекращается нормальное развитие экономики.

В создавшихся макроэкономических условиях уровень инфляции (потребительские цены) за весь период прогнозирования может составить 216 - 437% по отношению к 1998 году, цен производителей на промышленную продукцию - 151 - 273%. Поэтому преодоление инфляции, снижение ее до относительно “безопасного”уровня (15-20% в год) без дальнейшего сокращения производства и падения жизненного уровня населения вновь становится одной из главных стратегических задач области на среднесрочную перспективу. Уровень инфляции в регионе в основном является результатом макроэкономических соотношений, формируемых на федеральном уровне. Наибольшее воздействие на уровень цен оказывают денежная политика, способы покрытия дефицита федерального бюджета, налоговая политика, политика в отношении естественных монополий, продукция которых составляет значительную часть затрат предприятий, таможенная политика и др. В настоящее время естественные монополии предлагают проводить скоординированную политику сдерживания цен на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки, не допуская резкого повышения цен. В случае последовательного проведения политики сдерживания инфляционных процессов можно ожидать незначительного повышения цен в отраслях, производящих товары и оказывающих услуги.

В то же время в области имеются внутренние ресурсы и конкурентные преимущества для активизации экономической деятельности:

достаточный ресурсный потенциал, активизация которого позволит производить конкурентоспособную продукцию и реализовать некапиталоемкий вариант развития большинства отраслей экономики (неиспользуемые промышленные мощности, трудовые, материальные и энергетические ресурсы, научно-технический потенциал); наличие в регионе привлекательных для инвесторов промышленных объектов и др. От совокупного влияния вышеуказанных факторов, от того, насколько удастся нейтрализовать негативные и развить позитивные факторы, зависят варианты сценария развития области в прогнозируемом периоде.

Первый вариант возможен в случае превалирования позитивных факторов развития и при максимальной реализации условий эффективного социально-экономического развития области; второй вариант предполагает частичную реализацию этих условий.

По первому варианту прогноза среднегодовые темпы изменения общего валового выпуска продукции, работ и услуг составят 3, 4%, за весь прогнозируемый период 110, 6%; по второму варианту предполагается среднегодовое снижение -1% и темп снижения за весь период - 97%.

Повышение уровня цен на сырье, материалы, комплектующие изделия, энергоресурсы повлияют на увеличение затратности производства и соответственно снижение уровня добавленной стоимости товаров и услуг. В свою очередь реализация организационно-технических мер на предприятиях, направленных на внедрение ресурсосберегающих технологий, режим экономии и др. , будет сглаживать влияние ценового фактора.

В итоге темпы изменения валового регионального продукта в прогнозируемом периоде будут в пределах 96, 9-109, 4% по отношению к уровню 1998 года. Начало роста валового регионального продукта можно ожидать в 1999 году в условиях первого варианта и в 2001 году в условиях второго варианта. Условия достижения прогнозных величин макроэкономических показателей следующие: микроуровень

    макроуровень
    реформирование и реструктуризация предприятий;
    наращивание оборотных средств предприятий;

переориентация предприятий на производство конкурентоспособной продукции. Проведение продуманной финансово-кредитной политики, направленной на: снижение уровня инфляции;

    совершенствование налоговой системы;
    возрождение кредитно-банковской системы;

усиление государственного влияния на деятельность естественных монополий; стимулирование инвестиционной активности;

    защиту отечественных товаропроизводителей.
    Концепция региональной политики

На парламентских слушаниях в Государственной Думе речь шла о государственной стратегии регионального развития Р. Ф. , о единстве национальной и региональной политики как условии территориальной целостности страны.

Главная задача государственной стратегии политики –в сохранении страны как единого федеративного государства. Т. о. , региональная политика–это правовая, экономическая, социальная деятельность центрального и регионального управления по оптимизации взаимодействия Федерации и регионов для достижения максимального эффективного развития как страны в целом, так и регионов.

Современная региональная политика в России проводится на различных уровнях: государственная стратегия регионального развития, политика регионов (субъектов Федерации), локальная политика местного самоуправления.

Государственная стратегия вырабатывается на федеральном уровне и не может быть обобщением политики регионов. Она ориентирована на приоритет общенациональных интересов. Сущность государственной стратегии регионального развития заключается в деятельности, направленной на согласование интересов государства, регионов, местного само управления, различных субъектов собственности, национально-территориальных общностей и всех граждан России. Цели стратегии: сохранение целостности государства, единство экономического, социального, конституционно-правового пространства, обеспечение равенства граждан и народов России независимо от места их проживания, ликвидация фактического социально-экономического неравенства субъекта Федерации, обеспечение геостратегических и геополитических интересов России в сфере регионального развития, обоснование и разработка принципов рационального природопользования и сохранения среды обитания человека во всех регионах, эффективное использование в общегосударственных интересах многообразия вариантов региональной модернизации.

К традиционным задачам стратегии следует отнести сочетание поддержки отдельных регионов с государственным стимулированием экономической активности на всей территории: развитие специализации хозяйств и регионов с одновременным укреплением единого экономического пространства Р. Ф. , государственную поддержку регионов с наиболее сложными социально-экономическими и демографическими условиями, продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных районов России. Среди новых задач –осуществление функций экономического, политического, правового характера, обеспечивающих конституционно зафиксированную самостоятельность регионов, становление региональных и общероссийских рынков; приведение социально-экономического развития регионов в соответствие с новыми геополитическими реальностями и их фактической ролью в достижении стратегических интересов Федерации; преодоление претензий отдельных республик на роль субъектов международного права; обеспечение прав национальных меньшинств, коренных, аборигенных и многочисленных народов Р. Ф. Говоря о механизмах реализации государственной стратегии регионального развития и региональной политики субъектов Р. Ф. следует выделить общегосударственные и другие программы, включая федеральные программы помощи депрессивным регионам, развития приграничных районов, а также зоны Севера. Основу этих программ должна составить государственная концепция социально-экономического развития и экологической безопасности названных регионов. Одним из обязательных инструментов государственной стратегии регионального развития и региональной политики субъектов Р. Ф. является рациональное социально-экономическое районирование страны, которое может служить основой административно территориального деления и инструментом региональной политики. Несоответствие административно- территориального деления объективным границам социально-экономических районов при несовершенстве федеративных отношений ведёт к экономическим, политическим, межнациональным коллизиям и государственным потрясениям.

Для улучшения взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти необходимо укрепить нормативно-правовую базу; провести изменение бюджетно-налоговой системы путём разделения источников налоговых поступлений между федеральным, региональным и муниципальном уровнями; корректировку статуса территорий, осуществляемую на основе рационального районирования страны, как функции Федерации, призванной способствовать совершенствованию организации народного хозяйства. Главная цель региональной политики в социальной области состоит в существенном улучшении качества и уровня жизни граждан России. Региональная политика призвана способствовать развитию интеграции субъектов Федерации в едином экономическом пространстве при их хозяйственной самостоятельности, выравниванию их развития. Необходима поддержка недостаточно развитых регионов, использование фонда регионального развития, сочетание имущественных интересов Федерации и регионов.

В конечном итоге направление социально-экономической политики должно быть подчинено повышению благосостояния населения, которое возможно на основе устойчивого экономического развития страны при объединении усилий всех регионов.

Государственное регулирование и селективная поддержка регионального развития. Государственное регулирование регионального развития –главное средство реализации региональной политики. Государство в лице органов власти Федерации и её субъектов, используя свои конструкционные полномочия, действуя в пределах законодательных норм и принимая законы, а также иные нормативные акты, обязано устанавливать степень территориальной децентрализации во всех сферах жизнедеятельности общества и вводить механизмы её реализации в интересах целостности государства и самостоятельного развития регионов. Эта абстрактная, на первый взгляд, формула на самом деле отражает истинный смысл и содержание государственного регулирования регионального развития. Федеративное государство призвано не управлять регионами, а осуществлять регулирующее воздействие: определять общие условия их самостоятельной деятельностью, согласование пропорции федерального и регионального, общенациональные интересы приоритеты развития территорий. Основное содержание такого регулирования составляет упорядочение территориальной организации отношений по поводу собственности, природных ресурсов и финансов, причём регулирование отношений по поводу каждого из них отличается и процедурно, и сущностно.

В структуре государственного регулирования развития можно выделить несколько качественно различных отношений. Во-первых, это общеполитическое регулирование, находящееся в русле государственной региональной и национальной политики. Оно определяет сферы самостоятельных и совместных действий, полномочия и ответственность органов власти Федерации, её субъектов и административно-территориальных образований по всем аспектам развития регионов. Во-вторых, - общее экономико-правовое, осуществляемое через установление общефедеральных правил, процедур и конкретных норм федерально-регионального разделения собственности, природных ресурсов, финансов (в т. ч. налогов) как базового условия формирования собственных источников регионального развития и единых федеральных источников для частичного межрегионального распределения. В-третьих, - государственная селективная (избирательная) поддержка регионального развития, реализуемая по каналам формульного распределения соответствующих статей федерального бюджета между нуждающимися в такой поддержке регионами, а также посредством финансирование федеральных нормативных актов о дополнительных мерах оказания государственной помощи тому или иному региону. В-четвёртых, - косвенная государственная поддержка регионального развития, оказываемая в связи с федеральной поддержкой отдельных отраслей и т. п.

Главная задача региональной политики –сохранение страны как единого федеративного государства, что достигается разными путями ( экономическими, социальными и политическими ). Экономическая сторона региональной политики, в основном, сводятся к необходимости государственного регулирования размещения инвестиций ради более полного использования ресурсов (рабочей силы, природных ресурсов, неосвоенных земель и т. п. п. ) Социальная сторона региональной политики, непосредственно выражается в таких принципах демократического общества как социальная справедливость и равноправие граждан. Политическая сторона региональной политики отражает естественное для каждого государства желание обеспечить свою внешнюю безопасность и территориальную целостность. Последние особенно важно для многонациональных государств, в которых напряжённость в отношениях между регионами и между центром и регионами может привести к росту регионального сепаратизма.

    Заключение

Региональная политика –очень важная составляющая практически любой политики, как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика–самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства.

Будущие России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев.

Поэтому назрела необходимость проведения не только различных экономических и социально–экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной “региональной”реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственных экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное государство.

Как мне кажется, федеральный центр в России должен выступать не только как управляющий и перераспределяющий финансовые ресурсы орган Федерации, но скорее как координирующий отношения между регионами и являющийся гарантом сохранения единого экономико–социально -политико-правого пространства. Регионы же не должны ограничиваться только своими сугубо региональными проблемами, но должны играть активную роль в политической и экономической жизни всего государства, а роль Совета Федерации как органа государственной власти должна быть повышена. Кроме того равноправие субъектов Федерации из фактически, должно стать реальностью, а разделение страны по фактическим правам на“республики”, “области”, “округа”- анахронизм, место которому в истории. Федеральный центр не должен бояться передать некоторые права и свои функции в ведении субъектов Федерации (например, вопросы владения, распоряжения и пользования и пользования землей). Россия –особое государство. Нахождение её на стыке Востока и Запада, а также огромная территория не позволяют применить в полной мере опыт других стран. Поэтому нужно искать не универсальную“формулу” выхода из кризиса, а “формулу”, учитывающую специфику России. Региональная политика должна во многом способствовать этому.

    Список использованной литературы:
    “Самарский бухгалтер” №3 март 2002г.
    “Тольятти менеджер” №510 октябрь 2001г.
    “Экзит” №6, 7 март, апрель 2002г.
    “Страховое дело” №31 2002г.
    “Человек и труд” №1 1999г.
    “Волжская коммуна” №129 1998г. , №№173, 176, 192-193 2002г.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011