Павловский парк
Павловский парк
В Павловском парке.
Неповторимо прекрасны его пейзажи, раскрывающие богатство русской природы,
многообразны архитектурные сооружения. И если “Самсон, разрывающей пасть
льва”, стал эмблемой Петергофа, а образ юного поэта, сидящего в
мечтательной задумчивости на стариной скамье, напоминает о городе Пушкине-
некогда Царском селе, то изображение статуи Аполлона на фоне
полуразрушенной колоннады уже давно сделалось символом Павловска – одно из
лучших памятников русского садово-паркового искусства конца
18 века . Непреходящая ценность Павловского парка – в многогранности его
художественного облика , в совершенстве архитектурных форм
и в том единстве , в котором предстаёт здесь природа и искусство.
Редко где можно увидеть пейзажи столь разные по настроению
и эмоциональной окраске. Светлая долина реки Славянки
с её лиризмом и мягкой задушевностью , празднично яркие
и парадные Большие круги. . . Суровый сумрак узких
“готических” аллей Новой Сильвии , ширь и размах Белой
берёзы. Один из лучших образцов пейзажных парков ,
Павловск отражает и черты регулярных садов с обязательной
подстрижкой деревьев и строгой симметрией планировки.
Здесь можно увидеть также каменные террасы , каскады и
лестницы , характерные для итальянских садов. Не случайно
говорят , что Павловский парк – своеобразная энциклопедия
садово-паркового искусства.
Он раскинулся на площади в 600 гектаров . Если все его
дорожки составить в одну , то по ней можно дойти до Москвы. Постепенно ,
на протяжении пятидесяти лет складывался Павловский дворцово-парковый
ансамбль. Один за другим создавались его районы : долина реки Славянки ,
Большая звезда , Большие круги и т.д. Возводились павильоны , то лёгкие и
изящные , то строгие и монументальные. Одни похожие на античные храмы ,
другие напоминавшие сельские хижины. Сооружались мосты , создавались
каскады , декоративные руины .
Зелёные “апартаменты” парка украшались беломраморной и бронзовой
скульптурой .
Надо посмотреть на план парка : каждый район имеет свою особенность и в
рисунке сети
дорожек , и в размерах и очертаниях водоёмов , и в принципе размещения
архитектурных сооружений. Но вместе с тем отдельные участки парка
художественно
связанны и образуют единый законченный ансамбль .
В создании его принимали участие архитекторы Ч. Камерон , В. Бренна , А.Н.
Воронихин,
К.И. Росси , Тома де Томас , скульпторы И.П. Матрос , М. И. Козловский ,
В.И. Демут-Малиновский , живописцы Д.Скотти, П. Гонзаго и другие
замечательные художники. Словно передавая друг другу эстафету прекрасного
, они превратили огромный вековой лес в произведение искусства.
История земель , на которых на которых расположен Павловск , уходят в глубь
времён.
Речка Славянка , сейчас тихо журчащая под старым под старыми деревьями , а
некогда полноводная и широкая , могла бы рассказать о новгородцах , о
торговых судах , устремлявшихся по ней “из варяг в греки” , о боях , что
приходилось вести новгородцам
со шведами и рыцарями Тевтонского ордена за земли Ижорского края . Эти
земли захваченные шведами в 18 веке , были освобождены во время Северной
войны. Шведский
Генерал Крониорт так стремительно отступал под натиском русских войск , что
не сумел воспользоваться оборонительными сооружениями , которые находились
на месте еще возведенных новгородцами в 13 столетии деревянных и
земляных укреплений –
“Городка на реке Славянке”. В последствии здесь была построена маленькая
крепость
Бип. Шли годы . Росла , ширилась новая русская столица- Петербург. Вокруг
неё возникали дворянские усадьбы , создавались царские резиденции с
дворцами, парками и разными затеями. Забили большие сверкающие струи
фонтанов Петергофа.
1
В Царском селе появился вызывавший восхищение современников Большой
дворец.
А там , где суждено было возникнуть Павловску , все еще стоял глухой лес.
Затерянный среди леса и болот , неподалёку от реки Славянки ютились две
небольшие деревушки – Линна и Рысь-Кабачёк . Тишина. Изредка нарушит её
семейство лосей ,
пришедших к реке на водопой . И опять безмолвие . Но с 60-х годов 18 века
эти места всё чаще оглашаются звуками охотничьих рожков , лаем и
нетерпеливым повизгиваньем гончих. Шумной кавалькадой приезжают сюда
придворные во главе Екатерины второй ,
любившей развлечься охотой. Вскоре в лесу появляется два охотничьих домика
–“крик” и “крак” . “Крик” и теперь помнят многие . В лесной чаще Старой
Сильвии стояла эта первая постройка Павловска – лесная избушка , сложенная
из больших дубовых брёвен.
Домик был уничтожен во время гитлеровской оккупации.
В 1777 году Екатерина вторая подарила этот лес вместе с крестьянами
окрестных деревень Павлу , тогда наследнику престола . Подарок был
приурочен к рождению первого сына Павла – Александра . И с ранней весны
следующего года здесь уже слышится звон пил , шум и скрип падающих
деревьев. Крестьяне в лаптях в длинных рубахах , с лопатами и топорами
такими их видим на картинах 18 века – отбывая ежедневную барщину ,
расчищают лес , прорубают просеки , прокладывают дороги.
Через некоторое время на высоком берегу Славянки выросли два деревянных
загородных дома:Пауллюст – Павлова утеха и Мариенталь – долина Марии.
Возле Пауллюста был разбит первый сад с беседками и мостками.
Наконец появились и сами владельцы загородной усадьбы.
По дорожкам сада часто прогуливались жена Павла – Мария
Федоровна в сопровождении фрейлин. Слышались смех ,
возгласы, лай комнатных собачек . А кругом шум потревоженного
леса . Разреженный , расчищенный от зарослей , переплетённый
лентами дорожек – он постепенно отступал . Но скромные
постройки не удовлетворяли владельцев усадьбы. С согласия
Екатерины второй в Павловске, так называлась резиденция
наследника , был приглашен её придворный архитектор Чарльз
Камерон. Учебный –археолог , знаток античности , шотландец
Камерон создал в России замечательные творения , которыми
вошёл в историю русской архитектуры. С наибольшей полнотой
раскрылся талант этого большого и тонкого художника в
Павловске. Под его руководством с 80-х годов 18 века здесь
начались планомерные строительные работы , подчиненные единому
Дворец со стороны
художественному замыслу. На месте Пауллюста строится большой
Славянки.
каменный дворец. Неподалёку от него саурожается Вальер , Каллонада
Аполлона , Храм дружбы и другие павильоны. По плану Камерона преобразуется
долина
Реки Славянки и парк вокруг дворца , создаётся большая звезда , а отдельные
участки леса превращаются в благоустроены охотничьи угодья. Это было
начало создания архитектурно-художественного ансамбля Павловска . Главная
постройка и центр этого ансамбля – Большой дворец (1782-1786) . Он стоит на
высоком холме и словно царит над
парком. Далеко виден его купол поднятый на лёгкой колоннаде. А вокруг
кудрявятся клёны , высятся тополя , дубы , клонятся гибкие ивы , и то там ,
то здесь видны светлые очертания павильонов парка . Их размещение , так же
как планировка парка , тесно связаны с дворцом . Первоначально от
центрального корпуса дворца , решенного архитектором в виде куба ,
отходили лёгкие крылья открытых галерей. Широко распахнутые в сторону
дворца , они заканчивались небольшими служебными флигелями.
В последствие по проекту В. Бренна над открытыми галереями был
надстроен
второй этаж , значительно увеличены служебные корпуса и созданы отходящие
от них большие полуциркульные флигеля.
2
Все фасады дворца оформлены различно , с учетом окружающего пейзажа .
Если идти к дворцу по Тройной липовой аллее , которая предназначалась для
торжественного въезда, то еще из дали открывается вид на центральную
часть здания . Парадный фасад в обрамлении зелени аллеи предстаёт
строгим и монументальным . Высокий первый этаж
является как бы цоколем – основанием , на котором выделяются четыре пары
белых
колонн , объединяющие вторые и третьи этажи . А над ними, завершая
композицию ,
высится колоннада , поддерживающая купол . Ясность членения , четкие
спокойные линии , соразмерность пропорций создают ощущение удивительной
цельности и гармонии . Тройная липовая аллея подводит к парадному двору ,
в центре которого
в 1872 году был поставлен памятник Павлу 1. Это копия со статуи работы
И. П.Витали,
находящейся в Гатчине.
Противоположный
парадному , западный
фасад дворца обращен
к Славянке. Крутой
склон берега словно
образует величественный
постамент, на котором Вид дворца со
возвышается здание.
Стороны Тройной
Портик , украшающей
липовой аллеи.
фасад , и колонна купола
усиливают впечатление
устремлённости ввысь и
лёгкости постройки .
Зеркальная гладь реки отражает зелёный бархат берегового откоса и дворец.
Озарённый лучами заходящего солнца , он запичетлён в стихах В.А.
Жуковского :
Люблю , когда закат безоблачный горит ,
Пылая , зыблются древесные вершины ,
И ярким заревом осыпанный Дворец ,
Глядясь с полугоры в водах , покрытых тенью ,
Мрачится медленно , и купол , как венец .
Над потемневшею дерев окрестных сенью ,
Заката пламенем сияет в вышине
И вместе с пламенем заката угасает.
Южным фасадом дворец дворец обращен в сторону Собственного садика,
созданного Камероном по типу голландских , с мелкой сетью дорожек и клумб
строго симметричной планировки. Рассчитанный на восприятие с близкого
расстояния , фасад лишен крупного архитектурного членения . На спокойной
глади стены выделяется только широкая лента лепного фриза и нарядные окна
второго этажа , помещенные в небольшие заглубления и
украшенные легкими колоннами. Северный фасад решён просто и строго . Он ,
так же как и западный , выходит в сторону реки Славянки, делающей здесь в
своём течение крутой поворот на север . Её берега густо заросли ; высокие
тополя , клёны , дубы, вплотную подходят к дворцу . Лишь кое-где сквозь
зеленую завесу листвы проглядывают его стены.
Находясь внутри дворца , постоянно чувствуешь его связь с окружающей
природой .
Из многих комнат первого этажа можно попасть прямо в парк . Большие
застеклённые двери и декоративная зелень , покрывающая наружные стены
здания , делают этот переход почти незаметным . В нижнем вестибюле
оказавшись перед большой фреской художника Д.Скотти. На ней – пейзаж
парка . Поднявшись во второй этаж , из окон верхнего вестибюля видишь
Тройную липовую аллею , продолженную просекой . Прямая , как стрела , она
уходит , кажется , к самому горизонту . Этой перспективой можно любоваться
и через раскрытые двери из парадных залов дворца – Итальянского и
Греческого. Итальянский зал расположен в центре дворца . Круглый в плане ,
без окон , с высоким купольным сводом и верхним светом , он похож на
древний римский храм .
3
В нишах его стен , облицованных розовато сиреневато искусственным
мрамором
(стюкком) , белеют подлинные мраморные статуи . Окна верхнего вестибюля
, большие двухстротчатые двери в Итальянский зал и те , которые ведут
в соседней Греческий , расположены на одной оси с Тройной липовой Аллеей
. Когда смотришь на неё .
из глубины здания , она кажется бесконечной . Из широких окон
Греческого зала ,
напоминающего внутренний дворик античного дома – перистиль , видны и
зелённые берега Славянки , и окружённая деревьями Коллонада Аполлона
.
Колоннада Аполлона.
Планировка и отделка многих других комнат решена в художественном
единстве
с окружающим парком . Камерон находит для этого самые различные
примеры .
Во многом изменился облик дворца после воцарения на престол Павла
1 .
Главным придворным Архитектором вместо Камерона был назначен Бренна
. Расширяя и перестраивая дворец , он предаёт ему черты парадности и
торжественности . Фасады флигеля щедро украшаются лепными
изображениями
шлемов , знамён , мечей и других атрибутов военной славы . Во дворце
создаются новые помещения – Тронный , Кавалерийский , Картинные залы ,
церковь и другие .
И хотя планировка центрального корпуса остаётся прежней , во многих
случаях меняется характер отделки . Тонкую изысканность камероновских
интерьеров сменила тяжеловесная пышность , которую предал им Бренна ,
применивший
высокорельефную лепку и позолоту . Вместо шаловливых амуров и
изящных граций на стенах появились мечи , пучки стрел , суровые маски
львов , отсеченные головы змееволосых горгон . Большой пожар в 1803
году уничтожил почти всю внутреннюю отделку центральной части дворца
.Для её восстановления был приглашён выдающийся Русский зодчий А. Н.
Воронихин . Воссоздавая повреждённые залы ,
архитектор стремился придать им первоначальный облик . В некоторых
случаях он вносил своё новое в отделку и убранство интерьеров ,
но не изменяя , а как бы развивая замысел Камерона . Даже и в
кабинете –“фонарике” , созданном целиком по проекту Воронихина ,
явственна характерная для построек Камерона связь интерьера с парком
. “Фонарик” – это сравнительно небольшая комната в первом этаже
дворца .
Полуциркульная застеклённая стена её выходит Собственный садик и
соединяется с остальной частью помещения аркой , украшенной
кариатидами работы В. И.
Демут-Малиновского . Легкими почти воздушными кажутся лепные женские
фигуры
на фоне пейзажа , который открывается за прозрачной стеклянной стеной .
Нарядный паркет пола как бы продолжают желтые дорожки клумбы сада ,
находящиеся почти на одном уровне с полом . Всё это делает кабинет
-“фонарик” похожим на легкий парковый павильон . В1822 году по
проекту К. И. Росси во дворце было создано помещение для библиотеки .
Зодчий нашёл для неё удивительно удачное место над галереей ,
возведённой В. Бренна и украшенной фресками П. Гонзаго .
4
Это большой светлый зал с высоким сводчатым потолком и огромными
полуциркульными окнами . В плане он повторяет мягкий изгиб галереи
. Снаружи арки оконных проёмов как бы опираются на колонны
галереи , образуя на фасаде единый графический рисунок . А лепной
декор и мраморная скульптура , размещенная в глубине галереи , как
бы сливаются с широкими аркадами , нарядными лестницами и
колоннадами , написанными Гонзаго на плоскости стены .
Фрагмент фасада
Библиотеки
Росси.
Постройкой библиотеки было завершено создание дворцового ансамбля .
И хотя Павловский дворец после Камерона перетерпел изменения во
внешнем облике
и в размерах , он не утратил стилевого единства и представляет
большой интерес как памятник русского классицизма . Одновременно с
дворцом создавались и первые районы парка . Разбивая тогда их новом
тогда пейзажном стиле , Камерон определил тогда дальнейший характер
развития Павловского парка как пейзажного . Лишь при оформлении
участков вблизи дворца архитектор , как бы отдавая дань традициям ,
использует черты парадных торжественных садов .
От главного фасада дворца прорубили широкую просеку . Вскоре она
была обсажена липами , кроны которых тщательно подстерегались в
форме шаров , и украшена газонами с лентой цветников .Четыре ряда
лип образовали Тройную
аллею – парадный въезд ко дворцу . Средняя , широкая часть
предназначалась для карет и экипажей , а две по сторонам , поуже
- для пешеходов . Но интерес к регулярной планировке и подстриженным
деревьям угасал . И липы , которых уже
не касались ножницы садовника , постепенно разрослись , широко
раскинув свои ветви , - такими мы видим их сейчас . Необыкновенно
хороши они ранней весной ,
одетые в прозрачное кружево только что появившейся зелени . А летом
боковые аллеи боковые аллеи превращаются в тенистые прохладные
коридоры с зелёными
сводами , и тогда солнечные лучи , пробиваясь сквозь листву ,
ложатся на песок редкими трепетными бликами . Рядом расположен
лабиринт с затейливым рисунком
дорожек и зелёными стенами высокого подстриженного кустарника .
Здесь много цветов . С ранней весны до глубокой осени их аромат
привлекает проходящих по Тройной липовой аллее . Лабиринт ,
заглохший в 18 веке из-за отсутствия ухода ,
восстановлен в 1955 году по сохранившемся рисункам Камерона . Перед
находится
Вольер – птичник . Это большой парковый район в стиле классицизма .
Сильно вытянутое прямоугольное в плане одноэтажное здание состоит
из трёх одинаковых по размерам архитектурных объёмов : центрального –
с выступающим портиком и куполом и двух боковых , которые
соединены с ним сквозными галереями .
Когда-то между колоннами галерей были натянуты сетки и там среди
растений порхали птицы . Обращенная в сторону юго-запада постройка
в ясные дни залита солнцем . А чтобы войти сюда не надо
переступать порог – его нет : пол вольера находится на уровне земли
. Сейчас здесь размещена летняя библиотека – читальня .
И кажется , трудно найти более подходящее место для того , чтобы
расположится в шезлонге с книгой или журналом в руках . . .
5
У Вольера , со стороны дворца , небольшой пруд . Его берега
заросли цветущем кустарником и плакучими ивами, а в середине прямо
из воды поднимается мраморная статуя купальщицы . Пруд вырыт в 18
столетие . В те времена очертания его берегов напоминали фигуру
женщины . Против южного фасада дворца в Собственном садике высится
павильон Трёх граций , построенный в 1801 году по проекту Камерона
.
Лёгкая открытая колоннада , поддерживающая
перекрытие , напоминает классический портик .
Фронтоны его украшены барельефами работы
скульптора И. П. Прокофьева . На одном ,
обращенному к дворцу , изображен Аполлон ,
на противоположном - богиня мудрости Маневра .
Павильон находится на высокой террасе . От
дворца сюда ведёт центральная дорожка
Собственного сада . Несколько каменных
ступеней – и прямоугольная площадка , покрытая
плитами светлого камня . Шестнадцать стройных
белых колонн стоят по сторонам её . А в центре
на мраморном пьедестале скульптурное изображение тех , кому посвящен
этот открытый , кажется , всегда пронизанный солнечными лучами храм .
Граций древние греки считали покровителями всего прекрасного и
радостного .
Лёгкими , полными изящества движениями , Павильон
Трёх граций .
они поддерживают установленную на колонне
вазу . Их обнаженные фигуры - воплощение
женственности и красоты . Группа высечена итальянским скульптором П.
Трискорни
из одного куска мрамора . С террасы павильона открывается чудесный
вид .
Внизу сверкающей на солнце большой пруд . На противоположном берегу
стоит
обелиск - памятник в честь основания Павловска , созданный по
рисунку Камерона .
Далее видны очертания Крепости Бип , построенной архитектором
Бренна по распоряжению Павла в 1795 году . Размещавшийся ней
гарнизон нёс службу по всем правилам боевой крепости . Там были
установлены орудия . Оттуда часто слышался
бой барабана , объявляющего тревогу , звуки труб – проходили ученья
.
Находящаяся на возвышении с почти отвесными склонами , крепость
напоминает миниатюрный средневековый замок . Против западного фасада
дворца , на самом
краю обрывистого берега Славянки расположена сдвоенная открытая
колоннада .
Она выполнена из светло – серого пудостского камня . Часть её ,
обращенная ко дворцу , разрушенная , и куски , поросшие мхом , в
живописном беспорядке лежат у подножья статуи Аполлона . Созданная в
1780- 1783 году архитектором Камероном ,
Колоннада Аполлона вначале находилась дальше берега - на широком
лугу и представляла собой замкнутый круг . Бронзовая статуя
античного бога солнца и покровителя искусств помещалась на высоком
постаменте в центре его . Окружённый небольшой рощицей , храм – он
тогда и назывался - как бы напоминал пришедшим сюда , что они
попадали в мир поэзии и красоты . Позже колоннада была перенесена
ближе к дворцу на берег реки . У подножия её был устроен каскад ,
ниспадавших в Славянку . Через его бурный поток перекинули мост ,
сложенный из поросшего мхом туфа . Всё это должно было напоминать
Парнас с чистыми водами
катального источника , где , по верованию древних греков , обитали
Аполлон и музы. Однажды летом в 1817 году во время грозы рухнула
часть колоннады . Гостивший тогда в Павловске французский поэт
Сен-Моор вспоминает : “Ночью под ударами грозы эти мраморы были
яростно разбросаны , и случайность сделала более нежели нежели самый
утонченный вкус : настал день , каждый восхищался этим романтическим
видом , этим изящным разгромом , и даже говорят , что Аполлон
одобрил это ”.
6
Вскоре рука неизвестного художника придала руинам еще большую
живописность.
Взволнованный романтичностью руин и каскада В. А. Жуковский писал :
Люблю смотреть когда дерновый скат в огне ,
И сеть багренная во мраке лип сияет ;
Когда на падший храм , прорезав ткань листов ,
Лучи бросаются злотыми полосами ,
Горят на белизне разрушенных столпов
И искрой огненной с кипящими волнами
По каплям прядают и гаснут на лету . . .
Парадный фасад
Дворца .
Недалеко от колоннады аполлона , чуть ниже по течению Славянки , у
самой воды ,
среди зелени стоит холодная баня . Этот небольшой павильон
отличается просто решения . Здание состоит из двух архитектурных
объёмов : высокой ротонды с куполом и примыкающей к ней постройки ,
прямоугольной в плане , с двухскатной кровлей . Здесь была купальня
с круглым бассейном и комнатой для отдыха .
Павильон возведён по проекту Камерона в 1799 году . Мягко обогнув
холм , на котором возвышается дворец , Славянка выпрямляет своё
течение . На берегах Славянки Архитектор Камерон создал один лучших
районов парка . Художник блестяще использует естественный ландшафт
долины : широкую пойму реки с сочной яркой травой , холмистые
берега – сравнительно пологий заросший кустами ,
деревьями левый и крутой , местами обрывистый - правый . Кое- где
он расширяет русло Славянки , увеличивая зеркало воды , или ,
наоборот сближая берега , а в одном месте даже изменяет русло .
Вырубая деревья , он оставляет только те , которые отличаются
красотой кроны , часто к ним подсаживают деревья других парод ,
образуя живописные группы . Иногда Камерон вводит вырождающиеся
пейзажи небольшие постройки мосты . Но это не нарушает
естественности ландшафта , а лишь усиливает его выразительность . В
результате , кажется , что всё осталось то же – и река и её берега
, но пейзажи стали ярче , проникновеннее , художник своим
вмешательством помогает глубже почувствовать прелесть русской
северной природы . Так композитор обрабатывает народную песню ,
сохраняя основную мелодию , но раскрывая богатство её музыкальных
возможностей.
Все это совсем не похоже на чопорные регулярные парки первой
половины 18 века
с линейной посадкой подстриженных деревьев , с четкой геометрической
планировкой дорожек и прудов , где во всем видна рука человека .
Долина Славянки
образец пейзажного стиля в парко строении . “Что шаг , то новая в
глазах моих картина” , - писал В.А. Жуковский о прогулке здесь . Вот
небольшой горбатый мост .
Старые камни его поросли мхом . Крутая арка пролета поднимается над
почти высохшим старым руслом реки . Берега близко подошли друг к
другу и деревья , стоящие на них , сплелись своими ветками .
7
А – рядом живописный островок , заросший ивами . Поднимается на
высокий берег.
Перед нами открывается широкая панорама . Тихие темные воды реки ,
дорожки , словно манящие вдаль, и выступающий среди зелени храм
дружбы . У воды живописно разместились кусты и низкорослые деревца ;
склонившись , они будто вглядываются в своё отражение . Чуть поодаль
крепкие высокие деревья стоят по одному , красуясь своей
раскидистой кроной .
А вот они сбежались большими группами , и в
Тени их так спокойно отдохнуть… Кроме многообразия оттенков зелени
, какое богатство
игры света и тени . Серебристые ивы распушились узкими длинными
листочками и клонят к земле свои гибкие ветви . Белеют чистые
стволы берёз .
Тёмный силуэт пирамидной ели четко вырисовывается
на светлой зелени луга . Солнечные лучи пронизывая листву , придают
пейзажу какой-то удивительно радостный вид . Но вот проплывающее по
небу облако закрыло на миг солнце , и всё преобразилось.
Картина представляет в переглушенных тонах ,и кажется , что даже
пение птиц стало тише . Чем выше берег чем дальше от воды , тем
гуще растут деревья , и представляется , что там , вдали ,
непроходимый лес - такой плотной стеной стоят они .
Взгляд притягивает и торжественный храм дружбы
один из лучших памятников русского классицизма Храм дружбы .
Второй половины 18 века . Он создан по проекту
Камерона в 1782 году . Впечатление благородной простоты и вместе с
тем величественности создаёт эта постройка , органично включённая в
пейзаж .
Узкая лента реки огибая храм с трёх сторон , словно отделяет его
от всего парка и
создаёт место для задушевных дружеских бесед . Мягко извиваясь по
зелёному лугу,
ведет к нему небольшая тропинка . Рядом с высокими деревьями из
доли он кажется небольшим и легким . Шестнадцать мощных колонн
поддерживают антаблемент , на котором покоится не высокий купол .
Колоны стоящие на некотором расстояние от стены , образуют
замкнутую галерею . Суровая гладь стены смягчена белыми лепными
медальонами . Цельность общего замысла ,
логическая оправдоность и подчинённость ему деталей , строгая
соразмерность частей
вот что является характерным для этой постройки . Павильон был
построен в честь Екатерины 2 . Скульптурное изображение её в облике
богине плодородия Цереры первоначально находилось внутри
сооружения . Над входом была надпись : “Любовь , благодарность и
почтение посветили ”. Прошли многие десятилетия . Забыты лицемерные
отношения Екатерины 2 и её наследника . Но прекрасное творение
Камерона , сумевшего воплотить в художественном образе великую идею
дружбы , продолжает жить и волновать . Постройки Камерона умеют
“говорить” . Чаще они вызывают чувство радости , порой тихой грусти
, но всегда волнуют и создают лирическое настроение .
Неподалёку от Храма дружбы стоит другое произведение этого
архитектора - “памятник родителям”. Он посвящен умершим родственникам
жены Павла . Дорожкой вниз по течению Славянки . Русло её
становится широким , лес словно отодвинулся , открыв берега . Как
огромное зеркало , отражает вода и синее небо с белыми облаками ,
и зелень берегов , и мост из светло серого – светлого камня .
Большие вазы на мощных устоях , мягкий плавный изгиб арки пролета
и даже ажурная решётка - всё повторяется в глади воды . Висконтиев
мост построен в 1802 году по проекту архитектора Воронихина
каменный дел мастером Висконти- отсюда и его название .
8
Но здесь , в просторной и светлой долине Славянки , строит
Камерон мемориальное
сооружение , а бровке высокого берега , среди густого хвойного
леса, на окраине тогдашнего парка . Одна из тропинок ведёт туда .
Огромные прямоствольные сосны ,
мохнатые серые ели и сейчас обступают памятник . Колючие ветки
задевают лицо , руки , мешают идти . Но вот деревья расступились ,
словно освобождая место для этого небольшого , но монументального
сооружения - подлинного храма скорби .
От дворца к нему ведёт дорожка , названная Философской .
Узкая плотно обсаженная высоким кустарником ,
Она создаёт ощущение уединённости , настраивает на
размышления . “Памятник родителям” (1786)
напоминает греческую эдикулу – прямоугольную в плане постройку с
большой нишей и двумя колоннами . В глубине на высоком постаменте
скульптура женщины , склонившейся к урнам .
Её фигура с наряжено протянутыми руками
выражает глубокое горе . По другую сторону пьедестала - гений
смерти . Приподняв покрывало с урны , он ожидает конца прощания .
“Я видел , как плачет мрамор ”, - сказал об этом памятнике А. С.
Пушкин . Скульптурная группа выполнена И. П. Матросом и установлена
здесь только в 1807 году .
Слившись со строгой архитектурой Камерона , она привнесла в
памятник ноту глубокого драматизма .
По проекту Камерона в парке были возведены и пасторальные павильоны
: “Молочня” , “Старое Шале”, ”Хижина пустынника” и другие . До наших
дней
Сохранилась только Молочня . От Памятник родителям .
“Памятника родителям” туда можно пройти по
Философской дорожке . В лесной чаще , среди высоких деревьев ,
стоит эта постройка , напоминающая альпийский домик . Стены сложены
из булыжника . В толще их редко размещены окна . Высокая , с
большим навесом крыша опирается на деревянные столбы , врытые в
землю . Построенная в 1782 году , Молочня почти не изменилась .
Только прежде крышка была соломенной и над ней находился навес с
колоколом . Первоначально молочный домик был и фермой . Недалеко от
него помещались скотный двор и птичник . Во дворе среди кур и
уток прохаживались фазаны и павлины . А на лужайке около леса
мирно паслись коровы и овцы . На призывный звон колокола по
вечерам скот медленно возвращался к стойлам . Такие картины
“сельской идиллии” были непрерывным украшением парков 18 века .
Молочню , как и другие павильоны , Камерон разместил неподалёку от
дворца , с тем чтобы их можно было посетить во время прогулок ,
развлечься и отдохнуть .
Не случайно одна из комнат Молочни была обставлена с дворцовой
роскошью :
золоченная мебель , зеркала , бронза .
Камерон работа и в отдельных участках парка . По его проекту на
левом берегу
Славянки в густом хвойном лесу , простиравшимся до Царского Села ,
создавалась
Большая звезда . Площадь её 130 гектаров . Густую тёмную чащу леса
рассекали двенадцать больших просек , отходящих лучами от
центральной круглой площадки .
Затем появились многочисленные дорожки , проложенные в разных
направлениях
и соединявшие просеки так , что в плане получался рисунок звезды .
Это и определило название района . Постепенно лесные просеки
превратились в аллеи ,
по сторонам их поднялись посаженные клёны , берёзы , дубки . Старый
лес стал светлее , радостнее . Обитатели дворца и их гости часто
приезжали сюда на весёлые пикники . Широкие и прямые , удобные
для прогулок в колясках и верхом , дорожки получают необычные
названия –“Молодого жениха”, “Красного молодца”,
“Зелёной женщины” и т. п.
9
На центральной площадке Большой звезды в 1799 году был возведён
круглый зал , предназначавшийся для небольших концертов . Его
второе название – Музыкальный салон . Строительство павильона было
начато Камероном , но заканчивал его уже
Бренна . В годы оккупации концертный зал был разрушен . Бренна ,
возглавлявший работы по превращению Павловска из великокняжеской
усадьбы в царскую резиденцию , не только расширил и перестроил
дворец , но и создал новые участки
парка . Возле Тройной липовой аллеи , против Вольера , в 1797 году
появились Большие круги . Они предназначались для торжеств и
празднеств , которые, начавшись во дворце , обычно продолжались в
парке .
Большие круги .
Создавая этот участок , Бренна использует элементы пышных
итальянских садов ,
с широкими лестницами , террасами , балюстрадами . Большие круги – это
две обширные круглые площадки с цветниками , с зелёнными партерами
и каменными террасами . В центре их на гранитных пьедесталах
установлены мраморные фигуры –
“Мир” и ”Правосудие” - работы итальянского скульптора П. Баратта
конца 18 начала 19 века . Статуи эти были закуплены ещё при Петре1
вместе со скульптурой , украшающей Летней сад . Сочетание
белоснежного мрамора с яркими клумбами и зелёными партерами , а
также строгая симметрия планировки , подчеркнутая линиями стриженного
кустарника , всё это придаёт большим кругам парадную торжественность
. Во время празднеств здесь развешивались цветные фонарики ,
“плошки” с горящем маслом . Торжества обычно завершались затейливым
красочным фейерверком , и в свете причудливых огней как бы оживали
мраморные статуи .
Рядом , парадно оформляя подход ко дворцу со стороны Славянки ,
Бренна сооружает большую каменную лестницу , широкую , В шестьдесят
четыре ступени ,
разделённую на четыре марша , с большими уступами по сторонам . На
нижней площадке её стоят два чугунных льва , оскалившихся ,
словно готовых бросится на непрошеного посетителя . Наверху лестницу
стерегут мраморные львы . Повернув головы , они как бы взглядом
провожают всех проходящих . Для создания иллюзии
большей протяжности лестнице архитектор Бренна использует остроумный
приём :
делает её в низу значительно шире чем наверху . От этого лестница
и склон холма,
на котором стоит дворец , кажутся и выше и величественнее .
Лестница Бренна
соединяет две разных по характеру части парка - долину Славянки и
Большие круги . Одновременно Бренна создаёт Старую и Новую
Сильвию – районы , расположенные на высоком правом берегу Славянки ,
за Висконтиевым мостом .
Среди хвойного леса находится центральная площадка Старой Сильвии и
двенадцать
отходящих в разные стороны прямых аллей . С ним связано и другое
название
района - Двенадцать дорожек . Своей планировкой Старая Сильвия
напоминает Большую звезду . И здесь свободно растущие деревья
заключены в рамки регулярной планировки . Но вместе с тем
художественный облик этой части парка совсем иной.
Зелённые стены деревьев со светлой полосой стриженного кустарника
образуют круглый “зал”.
10 |