Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная
рефератыЕстествознание
рефератыУголовное право уголовный процесс
рефератыТрудовое право
рефератыЖурналистика
рефератыХимия
рефератыГеография
рефератыИностранные языки
рефератыРазное
рефератыИностранные языки
рефератыКибернетика
рефератыКоммуникации и связь
рефератыОккультизм и уфология
рефератыПолиграфия
рефератыРиторика
рефератыТеплотехника
рефератыТехнология
рефератыТовароведение
рефератыАрхитектура
рефератыАстрология
рефератыАстрономия
рефератыЭргономика
рефератыКультурология
рефератыЛитература языковедение
рефератыМаркетинг товароведение реклама
рефератыКраеведение и этнография
рефератыКулинария и продукты питания
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Архитектура периода Российской Империи

Архитектура периода Российской Империи

Большие успехи зодчества периода Российской империи (18-первая

половина 19 вв.), как и всей русской экономики и культуры в целом, связаны

с деятельностью Петра 1 . В его царствование, в частности, было значительно

расширено производство кирпича и других строительных материалов и изделий,

стандартизировалось их изготовление; были введены различные

законоположения, инструкции и кодексы по строительству; началась

систематическая подготовка архитектурных кадров, издание литературы по

строительству и архитектуре, а так же изучение опыта зарубежного

строительства; в Россию стали приглашать западноевропейских зодчих.

Крупным вкладом в сокровищницу русского и мирового зодчества было

возведение Петербурга с его ансамблями, общественными зданиями, городскими

и загородными дворцами, улицами, парками.

Строительство его осуществлялось по заранее разработанному

генеральному плану, основанному на принципах регулярной планировки.

Сооружение жилых домов в Петербурге велось с обязательным условием выхода

их фасадов на улицу, а не в усадьбу, как это делалось раньше. Строго

регламентировалась также высота домов. Новым в архитектуре Петербурга было

то, что застройка его производилась не только по генеральному плану, но и

по «образцовым» (типовым) проектам, в которых различались дома для

именитых, зажиточных и др.

Одним из первых монументальных сооружений Петербурга был собор

Петропавловской крепости (1712-1733 гг.) с огромной колокольней, увенчанной

34-метровым золоченым шпилем, символизировавшим величие новой русской

столицы. Характерным в этом соборе было то, что по архитектуре он больше

походил на светское здание типа западноевропейских городских ратуш.

Сердцем же Петербурга, символом морского могущества России стало

Адмиралтейство с его 72-метровойбашней со шпилем, увенчанным кораблем (1704

г. заново возведено зодчим И.К.Коробовым в 1732-1738 гг. и перестроено

затем А.Д.Захаровым). От здания, как лучи, расходятся три крупных проспекта

города.

Существенным отличием Петербурга от Москвы и других городов России

является то, что зодчество в нем носило утилитарный характер. Строительство

культовых зданий было ограничено – их возводили лишь в случаях крайней

необходимости.

Сдержанная и монументальная в петровскую эпоху архитектура в

последующие годы под влиянием стиля барокко становится пышной и

торжественной. Образцы архитектуры русского барокко представлены

дворцовыми зданиями, дворцово-парковыми ансамблями, триумфальными арками,

которые носили характер показной парадности, роскоши и должны были

демонстрировать богатство и могущество дворянства.

Крупнейшим мастером русского барокко петербургской школы был

зодчий В.В.Растрелли, создавший такие памятники русской архитектуры, как

Екатеринский дворец в Царском Селе (1752-1762 гг.), Зимний дворец (1754-

1762 гг.) и Смольный монастырь в Петербурге (1748-1757 гг.), Андреевский

собор в Киеве (1747-1762 гг.) и другие. Особенностями внешней архитектуры

зданий В.В.Растрелли, как, впрочем, и всего русского зодчества, являются

протяженность зданий, ясность и простота их плана, членение на выступающие

и западающие объемы, применение ордеров с раскрепованными антаблементами,

украшение фасада скульптурами, позолоченными белым лепным декором на

цветном, чаще голубом фоне стены. Для интерьеров зданий характерно наличие

парадных залов, просторных вестибюлей, а так же богатство отделки.

Типичным сооружением дворцового зодчества этого периода является

грандиозный по протяженности (около 500 м.) Екатеринский дворец в Царском

Селе. Здание его состоит из центральной части и четырех флигелей, связанных

между собой в единый корпус промежуточными вставками. Дворец примыкает к

большому регулярному парку, застроенному различными увеселительными

павильонами. Расположенные анфиладой на втором этаже дворца парадные

помещения – огромные залы – имеют большую ширину и двухстороннее освещение,

а некоторые устраивались и двусветными, то есть имеют два яруса оконных

проемов. Стены и потолки помещений отделаны золоченой резьбой, картушами*,

вензелями и др.

Великолепен по национальному колориту динамичный, парящий над

днепровскими кручами на высоте более ста метров над уровнем реки бело-

голубой Андреевский собор в Киеве. Это произведение В.В.Растрелли, помимо

своих изумительных художественных качеств, имеет большое

градостроительноеное значение благодаря исключительно удачной постановке на

местности. Откуда ни посмотришь на храм – с близкого ли расстояния,

находясь у подножья горы, вдалеке от нее, - отовсюду он поражает

удивительной стойкостью силуэта, великолепно вписанного в окружающий

ландшафт и неразрывно с ним связанного.

Архитектура собора отличается четкостью плана (он имеет форму

четырех сторон креста), исключительной пластикой объема, легкостью

архитектурных элементов и деталей. Украшенный нарядными люкарнами** легкий

центральный купол, кусты стройных колонн, несущих изящные декоративные

боковые главы, замечательных пропорций ордер с раскрепованным

антаблементом, опоясывающий здание, в сочетании с хорошо прорисованными

лепными золочеными и белыми деталями на голубой поверхности стен придают

храму необычайную живописность и выразительность.

Андреевский собор – самое совершенное и зрелое произведение

В.В.Растрелли. Он по праву относится к наиболее прославленным шедеврам

архитектурного наследия.

Архитектурная школа В.В.Растрелли нашла в России многочисленных

последователей. Вторым архитектурным направлением барокко была московская

школа Д.В.Ухтомского, воспитавшего таких выдающихся мастеров архитектуры,

как М.Ф.Казаков, А.Ф.Кокоринов и другие.

Известные работы Д.В.Ухтомского – триумфальная арка Красные ворота

в Москве (1753-1757 гг.), колокольня Троице-Сергиевой лавры в Загорске

(1741-1770 гг.) и ряд других дворцовых и культовых сооружений. В своих

проектах Д.В.Ухтомский развивал традиции отечественной архитектуры. Его

произведения отличаются национальным своеобразием и художественной

целостностью.

Д.В.Ухтомский сочетал практическую работу с теоретическим обучением

многочисленных учеников. Задолго до открытия Академии художеств им была

создана особая школа – «Команда Ухтомского», - в которой обучались русские

зодчие.

Во второй половине 18 в. барокко и рококо были вытеснены пришедшим

с Запада стилем классицизма, под влиянием которого созданы замечательные

творения русского искусства – величественные городские и загородные

ансамбли, монументальные высокохудожественные светские здания и др. При

этом русский классицизм, как и русское барокко, был глубоко отличен по

своему идейно-художественному содержанию от этого стиля в других странах.

Обладая рядом прогрессивных особенностей, русский классицизм способствовал

созданию сугубо национальных, самобытных архитектурных произведений,

поставивших русское зодчество на одно из ведущих мест в мире.

Основоположниками русского классицизма были выдающиеся зодчие

В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, И.Е.Старов, А.Ф.Кокоринов, воздвигнувшие

замечательные памятники, в которых гениально сочетались классические

принципы античной архитектуры, мировой классики и русского архитектурного

наследия. Зданиям этих архитекторов присуще основанные на классических

ордерах простота и строгость объемно-планировачных схем, четкость и

ясность форм, сдержанность в применении декоративных элементов и деталей.

Большие успехи в этот период достигнуты в области реконструкции и

планировки городов. По размаху градостройства Россия далеко опередила

другие европейские государства: реконструкции подвернулись многие города и

населенные места. Применяя регулярную систему, русские мастера избегали

свойственному Западу схематизма, чисто геометрической планировки, широко

использовали национальные традиции, умело сочетали планировку с

особенностями рельефа местности и окружающей природы. При планировке они

мастерски вписывали в общий план исторически сложившиеся системы застройки,

памятники архитектуры и другие. Площадям обычно придавали простую форму и

застраивали их главным образом административными и общественными зданиями,

а так же капитальными каменными домами дворян и купечества. Улицы делали

прямыми и широкими. Прямоугольная сетка улиц в большинстве городов удачно

сочеталась с радикальной. При планировке улиц, в том числе в

провинциальных городах и сельских местностях, широко использовались

«образцовые проекты».

Лучшими творениями зодчества раннего классицизма является здание

Петербургской академии художеств, построенное по проекту А.Ф.Кокоринова при

участии Валлена Деламота в 1764-1788 гг.; произведения В.И.Баженова --

выстроенный в 1784-1786 гг. дом Пашкова в Москве и неосуществленный проект

грандиозного Кремлевского дворца в царской резиденции в Царицыне;

Московский сенат в Кремле (1776-1787 гг.), Голицинская больница в Москве

(1796-1801 гг.), выстроенные М.Ф.Казаковым; Таврический дворец в Петербурге

(1783-1789 гг.) И.Е.Старова; Камеронова галерея в Царском Селе ( 1783-1786

гг.) Чарльза Камерона; Смольный институт в Петербурге (1806-1808 гг.)

Джакомо Кваренги и другие.

Среди немногочисленных сохранившихся произведений В.И.Баженова

особенно выделяется дом Пешкова – одно из красивейших зданий Москвы. Он

отличается исключительной композицией и изумительными пропорциями. Фасад

дома имеет типичное для многих русских усадебных дворцов того времени

объемное построение – членение здания на три объема. Центральный

трехэтажный объем и связанные с ним посредством одноэтажных галерей

двухэтажные боковые объемы оформленные разными ордерами. При этом чем выше

по фасаду здания расположен орден, тем он стройнее и изящнее. Этим

подчеркивается нарастающая к центру динамичность силуэта здания. Боковые

объемы здания приземистые, оформлены портиками*** ионического ордера

грузных пропорций. Портик центрального главенствующего объема более тонких

пропорций и поднят на рустованном цокольном этаже. Центральный объем, кроме

того, увенчан ротондой**** с колоннами тонких пропорций.

Здание это сильно пострадало во время пожара 1812 г. и

восстановлено в несколько искаженном виде. И все же оно остается одним из

примечательных в Москве. Поставленный на холме дом, особенно его

центральная часть, хорошо воспринимается с различных сторон, выглядит

величаво и свидетельствует о высоком композиционном мастерстве автора, его

таланте как градостроителя. При проектировании зодчий здесь подошел к

отдельному зданию, как к составной части ансамбля.

Наиболее заметный след в истории архитектуры конца 18 в. оставил

замечательный зодчий, сочетавший в себе талант художника и инженера,

М.Ф.Казаков. В отличие от зданий В.И.Баженова произведения М.Ф.Казакова

дошли до наших дней в большом количестве и в хорошей сохранности.

Архитектура его творений отличается строгостью общей композиции, логичным

выявлением в наружных формах внутренней структуры здания, сдержанностью

архитектурных форм.

Сооружением, в котором более ярко проявился широкий диапазон

мастерства зодчества, считается здание Сената в Московском Кремле. Помимо

блестящего архитектурного решения, в нем применена технически смелая

конструкция кирпичного купала диаметром около 25 м. (наибольшего в те годы

в Европе) толщиной всего в один кирпич, которым увенчан цилиндрический

объем зала заседаний.

Среди общественных сооружений М.Ф.Казакова выделяется ансамбль

Голицынской больницы в Москве – усадьба с открытым парадным двором –

курдонером***** и парком, расположенным за центральной частью корпуса на

склоне Москва-реки. Доминирующим в композиции здания является его

центральный объем с портиком, за которым размещен торжественный купольный

зал-ротонда, являющийся лучшим образцом интерьера классицизма. Купол

органически связан как с внутренним пространством зала, так и с наружной

архитектурой всего здания – пример единства наружных форм и внутренней

структуры здания, единства художественного и технического замысла.

Однако такое ансамблевое строительство проводилось только в

центральных районах; окраины по-прежнему, бессистемно застраивались убогими

деревянными и глинобетонными домами бедноты, в чем сказалась классовая

ограниченность градостроительства.

Картуш* – орнамент с завитками по сторонам и полем по середине с

вензелями, эмблемой, надписями.

Люкарн** - окно для освещения чердака, в данном случае

подкупольного пространства.

Портик*** - открытая колоннада, установленная у наружной части

стены.

Ротонда**** - круглое в плане строение, обычно перекрытое куполом.

Курдонер***** - парадный двор, образуемый выступающими боковыми

объемами здания П-образной формы.

Николай Антонович Черкасов

Архитектура (издание 2-е, переработанное)

Издательство “Будiвельник” Киев – 1968 год

Реферат по истории

тема: Архитектура

периода Российской империи

Ученицы 7 Б класса Кравчик Ани 2001год

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011